Статья 14. Порядок подачи обращения в Комиссию
1. Избиратели, избирательные комиссии, комиссии по референдумам, другие субъекты избирательного и референдумного процессов, органы государственной власти, органы местного самоуправления, объединения граждан, предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, иностранцы и лица без гражданства, а также органы власти иностранных государств, международные организации имеют право обратиться в Комиссию с обращениями по вопросам, относящимся к полномочиям Комиссии, в порядке, установленном настоящим Законом, Законом Украины "Об обращении граждан" и другими законами Украины. Обращение может быть подано как отдельным лицом (индивидуальное), так и группой лиц (коллективное).
2. Обращения, поданные в Комиссию, подлежат регистрации в порядке, установленном Комиссией.
3. Под обращением с настоящим Законом следует понимать:
1) заявление, в котором содержится просьба содействовать реализации избирательных прав, права на участие в референдуме, предоставить консультативно-методическую помощь и рекомендации по подготовке и проведению выборов и референдумов, разъяснения по вопросам применения законодательства Украины о выборах и референдумах или в котором высказываются мнения, рекомендации, советы по усовершенствованию законодательства Украины по вопросам выборов и референдумов и правовому регулированию выборов и референдумов в Украине, относительно улучшения деятельности избирательных комиссий, комиссий по референдумам и т.п.;
2) жалобу, в которой содержится информация о нарушении законодательства Украины о выборах и референдумах и требование обеспечить реализацию и защиту избирательных прав, права на участие в референдуме, законных интересов субъектов избирательного и референдумного процессов, восстановить нарушенные избирательные права и право на участие в референдуме.
4. Жалобы подаются и рассматриваются в порядке и сроки, установленные соответствующим законом Украины о выборах или референдумах.
5. Заявление может быть подано в Комиссию в письменной или устной форме. В устной форме заявления подаются во время личного приема членами Комиссии и фиксируются в порядке, установленном Комиссией.
6. Письменное заявление, поданное в Комиссию, должно содержать:
1) название Комиссии или фамилию члена Комиссии, к которому обращается лицо;
2) фамилия, имя, отчество, место жительства физического лица или точное название и местонахождение юридического лица - заявителя;
3) суть затронутого вопроса, изложение обстоятельств и фактических данных, имеющих значение для разрешения заявления;
4) содержание просьбы или рекомендации;
5) подпись заявителя или его представителя, если заявитель - юридическое лицо;
6) дату подачи заявления.
7. Заявления, оформленные без соблюдения требований, установленных частью шестой настоящей статьи, возвращаются заявителю с соответствующими разъяснениями в сроки, установленные Законом Украины "Об обращениях граждан", если иной срок не установлен соответствующим законом Украины о выборах или референдумах.
8. Если решение вопроса, затронутого в заявлении, не относится к полномочиям Комиссии, заявление пересылается по принадлежности соответствующему органу государственной власти, органа местного самоуправления, предприятию, учреждению, организации, политической партии, другому объединению граждан, должностному или служебному лицу в сроки, установленные Законом Украины "Об обращении граждан".
9. Если заявление не содержит данных, необходимых для принятия обоснованного решения относительно решения по существу вопроса, затронутого в заявлении, или направления заявления по принадлежности, такое заявление возвращается заявителю с соответствующими разъяснениями в срок, установленный Законом Украины "Об обращениях граждан", если другой срок не установлен соответствующим законом Украины о выборах или референдумах.
10. Жалоба, поданная в Комиссию, должно содержать:
1) название Комиссии, к которой она подается;
2) фамилия, имя, отчество, место жительства лица, подающего жалобу, или точное название и местонахождение (официальный почтовый адрес) субъекта подачи жалобы - юридического лица или другого коллективного субъекта избирательного процесса или процесса референдума;
3) название субъекта обжалования и его почтовый адрес;
4) суть затронутого вопроса (предмет жалобы);
5) сформулированы требования;
6) изложение обстоятельств и указание доказательств, которыми заявитель жалобы обосновывает свои требования;
7) перечень документов и материалов, которые прилагаются;
8) указание заинтересованных лиц, которых субъект подачи жалобы считает нужным привлечь к рассмотрению жалобы;
9) подпись заявителя жалобы (представителя субъекта подачи жалобы - юридического лица или другого коллективного субъекта избирательного процесса или процесса референдума);
10) дату подписания жалобы.
11. Жалоба, оформленная без соблюдения требований части десятой настоящей статьи, возвращается субъекту подачи жалобы или его представителю с соответствующими разъяснениями не позднее следующего дня после дня поступления жалобы, если иной срок не установлен соответствующим законом Украины о выборах или референдумах.
Статья 15. Порядок и сроки рассмотрения обращений, поданных в Комиссию
1. Заявления и жалобы, поданные в Комиссию, рассматриваются в порядке, установленном настоящим и другими законами, а также Регламентом Центральной избирательной комиссии.
2. Заявления и жалобы, поданные в Комиссию во время избирательного процесса или процесса референдума и касающиеся этого процесса, рассматриваются Комиссией в течение пяти дней со дня поступления заявления или жалобы, если иной срок не установлен соответствующим законом Украины о выборах или референдумах. Днем подачи такого заявления или жалобы считается день фактического получения жалобы Комиссией.
3. Заявления и другие обращения, которые не касаются избирательного процесса или процесса референдума или представлены не во время такого процесса, рассматриваются Комиссией на общих основаниях, установленных законом.
4. Жалоба, поданная в Комиссию, рассматривается на заседании Комиссии. По итогам рассмотрения жалобы Комиссия принимает решение.
5. Заявление, поданное в Комиссию, по поручению Председателя Комиссии или одного из его заместителей предварительно рассматривается членом Комиссии.
6. По итогам предварительного рассмотрения заявления член Комиссии может рекомендовать Комиссии рассмотреть его на заседании Комиссии и принять решение по поводу такого заявления.
7. Если заявление не требует принятия решения Комиссии, член Комиссии по поручению Председателя Комиссии или одного из его заместителей может дать ответ заявителю от своего имени.
Статья 16. Рассмотрение Комиссией вопросов по собственной инициативе
1. Если Комиссии станет известно о нарушении законодательства Украины о выборах и референдумах, избирательных прав граждан Украины и права на участие в референдуме по результатам проведенных ею проверок или из средств массовой информации или других источников, не противоречащих законодательству Украины, Комиссия имеет право рассмотреть по собственной инициативе вопросы, относящиеся к ее полномочиям, и принять по этому поводу решение в установленном настоящим Законом порядке.
2. Комиссия по результатам обобщения практики применения законодательства Украины о выборах и референдумах и практики проведения выборов и референдумов в Украине, а также в случае необходимости может по собственной инициативе рассмотреть и принять в установленном настоящим Законом порядке решения относительно:
1) предоставление избирательным комиссиям, комиссиям по референдумам разъяснений и рекомендаций по применению законодательства Украины о выборах и референдумах;
2) организации подготовки и проведения выборов и референдумов;
3) организации работы избирательных комиссий и комиссий по референдумам;
4) подготовки предложений по совершенствованию законодательства Украины о выборах и референдумах;
5) других вопросов, отнесенных к полномочиям Комиссии.
Раздел III. ПОЛНОМОЧИЯ КОМИССИИ
Статья 17. Общие полномочия Комиссии
Комиссия:
1) обеспечивает реализацию и защиту избирательных прав граждан Украины и права на участие в референдумах;
2) обеспечивает соблюдение предусмотренных Конституцией и законами Украины принципов и основ избирательного процесса и процесса референдума;
3) осуществляет контроль за соблюдением требований законодательства Украины о выборах и референдумах;
4) обеспечивает одинаковое применение законодательства Украины о выборах и референдумах на всей территории Украины;
5) осуществляет консультативно-методическое обеспечение деятельности избирательных комиссий и комиссий по референдумам, принимает обязательные для использования в работе избирательных комиссий и комиссий по референдумам разъяснения и рекомендации по вопросам применения законодательства Украины о выборах и референдумах;
6) готовит предложения по совершенствованию законов по вопросам проведения выборов и референдумов;
7) обращается в случае необходимости в Конституционный Суд Украины относительно официального толкования Конституции Украины, законов Украины или их отдельных положений по вопросам, касающимся организации подготовки и проведения выборов и референдумов в Украине;
7 1) устанавливает систему территориальной организации общегосударственных выборов путем создания территориальных избирательных округов и избирательных участков с особенностями, определенными соответствующим законом о выборах;
8) является распорядителем Государственного реестра избирателей, обеспечивает его ведения и функционирования в соответствии с законом;
9) осуществляет контроль за соблюдением политическими партиями, другими субъектами избирательного процесса и процесса референдума требований законодательства о выборах и референдумах;
10) обеспечивает на выборах и референдумах аккредитацию официальных наблюдателей от иностранных государств и международных организаций в соответствии с законом, выдает им удостоверения;
11) осуществляет мероприятия по повышению правовой культуры участников избирательного процесса и референдумов;
12) публикует информацию о подготовке и проведении выборов и референдумов в Украине, материалы о своей деятельности, а также другие материалы, касающиеся избирательного и референдумного процессов;
13) осуществляет иные полномочия, предусмотренные законами Украины.
Статья 18. Полномочия Комиссии по организации подготовки и проведения выборов Президента Украины
Комиссия:
1) организует подготовку и проведение выборов Президента Украины;
2) объявляет начало процесса выборов Президента Украины;
3) возглавляет систему избирательных комиссий, которые образуются для проведения выборов Президента Украины, направляет и контролирует их деятельность;
4) образует территориальные избирательные округа по выборам Президента Украины;
5) формирует территориальные избирательные комиссии по выборам Президента Украины, осуществляет полномочия территориальной избирательной комиссии для зарубежного избирательного округа;
6) публикует постановления Комиссии и другую информацию относительно выборов Президента Украины в случаях, предусмотренных законом;
7) осуществляет контроль за целевым использованием средств, выделенных из Государственного бюджета Украины на подготовку и проведение выборов Президента Украины;
8) контролирует порядок поступления, учета и использования средств избирательных фондов кандидатов на пост Президента Украины в порядке и в пределах, установленных законом;
9) устанавливает формы избирательных документов, утверждает образцы избирательных ящиков для голосования, печатей избирательных комиссий, определяет порядок хранения и передачи избирательных документов в соответствующие государственные архивные учреждения;
10) заслушивает сообщения избирательных комиссий, руководителей министерств, других органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов Президента Украины;
11) регистрирует кандидатов на пост Президента Украины, их доверенных лиц, уполномоченных представителей в Центральной избирательной комиссии;
12) устанавливает форму и утверждает текст избирательного бюллетеня по выборам Президента Украины, обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней;
13) обращается в Высший административный суд Украины об отмене регистрации кандидата на пост Президента Украины на основаниях, установленных законом;
14) устанавливает и официально обнародует результаты выборов Президента Украины;
15) вносит в Верховную Раду Украины представление о назначении повторных выборов Президента Украины в случаях, предусмотренных законом;
16) после принесения присяги вручает новоизбранному Президенту Украины удостоверение Президента Украины;
17) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом, Законом Украины "О выборах Президента Украины" и других законов Украины.
Статья 19. Полномочия Комиссии по организации подготовки и проведения выборов народных депутатов Украины
Комиссия:
1) организует подготовку и проведение выборов народных депутатов Украины;
2) возглавляет систему избирательных комиссий, которые образуются для проведения выборов народных депутатов Украины, направляет и контролирует их деятельность;
3) публикует постановления Комиссии и другую информацию относительно выборов народных депутатов Украины в случаях, предусмотренных законом;
4) осуществляет контроль за целевым использованием средств, выделенных из Государственного бюджета Украины на подготовку и проведение выборов народных депутатов Украины;
5) контролирует порядок поступления, учета и использования средств избирательных фондов в порядке и в пределах, установленных законом;
6) регистрирует кандидатов в народные депутаты Украины в порядке, установленном законом;
7) принимает решение об отмене регистрации кандидатов в народные депутаты Украины в порядке, установленном законом;
8) устанавливает формы избирательных документов, утверждает образцы печатей, штампов и вывесок избирательных комиссий, определяет порядок хранения и передачи избирательных документов в соответствующие государственные архивные учреждения;
9) утверждает форму, цвет, текст избирательного бюллетеня для голосования в общегосударственном избирательном округе и форму, цвет, текст избирательного бюллетеня для голосования в одномандатных избирательных округах, обеспечивает их изготовление;
10) заслушивает сообщения избирательных комиссий, а также министерств и других органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
11) осуществляет полномочия соответствующей окружной избирательной комиссии в случае непоступления протокола от окружной избирательной комиссии об итогах голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа или протокола окружной избирательной комиссии об итогах голосования в одномандатном округе в сроки, определенные настоящим Законом;
12) устанавливает результаты выборов народных депутатов Украины и официально обнародует их;
13) регистрирует избранных народных депутатов Украины в порядке, определенном Законом Украины "О выборах народных депутатов Украины";
14) публикует списки избранных народных депутатов Украины в порядке, определенном Законом Украины "О выборах народных депутатов Украины";
15) выдает временное удостоверение народного депутата Украины лицам, которые избраны и выполнили требования Конституции Украины и законов Украины о несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности. После принесения избранным народным депутатом Украины присяги в семидневный срок выдает ему удостоверение народного депутата Украины установленного образца;
16) контролирует деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью, другими средствами материально-технического обеспечения выборов;
17) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом, Законом Украины "О выборах народных депутатов Украины" и других законов Украины.
Статья 20. Полномочия Комиссии по организации подготовки и проведения всеукраинского референдума
Комиссия:
1) организует подготовку и проведение всеукраинского референдума;
2) регистрирует инициативные группы по всеукраинскому референдуму;
3) устанавливает форму подписных листов для сбора подписей в поддержку всеукраинского референдума по народной инициативе;
4) возглавляет систему комиссий, которые образуются для подготовки и проведения всеукраинского референдума, направляет деятельность этих комиссий;
5) образует комиссии по всеукраинскому референдуму (кроме участковых)
6) принимает обязательные разъяснения по вопросам применения законодательства о референдуме, осуществляет методическое обеспечение деятельности комиссий по всеукраинскому референдуму;
7) утверждает сметы расходов комиссий по всеукраинскому референдуму из средств, выделяемых из Государственного бюджета Украины на подготовку и проведение всеукраинского референдума, контролирует использование этих средств, а также обеспечение комиссий по всеукраинскому референдуму помещениями, транспортом, связью, рассматривает другие вопросы материально- технического обеспечения референдума;
8) устанавливает формы документов референдума, утверждает образцы ящиков для голосования, печатей комиссий, определяет порядок хранения и передачи документов в соответствующие государственные архивные учреждения;
9) устанавливает форму бюллетеня для голосования на всеукраинском референдуме и обеспечивает их изготовление;
10) заслушивает сообщения комиссий по всеукраинскому референдуму, а также руководителей министерств и других органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением референдума;
11) устанавливает результаты референдума в целом по Украине, публикует в печати сообщение о его итогах;
12) рассматривает заявления и жалобы на решения, действия или бездействие, касающиеся референдума, и принимает решение по этим вопросам;
13) осуществляет иные полномочия в соответствии с этим и другими законами Украины.
Статья 21. Полномочия Комиссии по организации подготовки и проведения выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутатов местных советов, сельских, поселковых, городских голов
Комиссия:
1) осуществляет контроль за организацией подготовки и проведения выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутатов местных советов, сельских, поселковых, городских голов;
2) осуществляет контроль за соблюдением избирательного законодательства Украины, обеспечивает его одинаковое применение на всей территории Украины во время подготовки и проведения выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутатов местных советов, сельских, поселковых, городских голов;
3) осуществляет контроль за соблюдением законодательства Украины в части принятия в установленные законом сроки решений по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым, депутатов местных советов, сельских, поселковых, городских голов;
4) назначает повторные и промежуточные выборы депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым в случае, если в установленный законом срок избирательная комиссия Автономной Республики Крым не примет решения о назначении выборов депутатов Верховной Рады Автономной Республики Крым;
5) назначает повторные и промежуточные выборы депутатов местных советов и сельских, поселковых, городских голов, если в установленный законом срок соответствующая территориальная избирательная комиссия, орган местного самоуправления не примет решение о назначении выборов депутата местного совета или сельского, поселкового, городского председателя;
6) осуществляет контроль за образованием территориальных избирательных комиссий местных выборов;
7) устанавливает формы избирательных документов, утверждает образцы избирательных ящиков для голосования, печатей избирательных комиссий, определяет порядок хранения и передачи избирательных документов в соответствующие государственные архивные учреждения;
8) пункт 8 части первой статьи 21 исключен
9) осуществляет иные полномочия в соответствии с этим и другими законами Украины.
Статья 22. Полномочия Комиссии по организации подготовки и проведения местных референдумов
Комиссия:
1) осуществляет консультативно-методическое обеспечение деятельности комиссий, которые образуются для подготовки и проведения местного референдума;
2) устанавливает форму бюллетеня для голосования на местных референдумах, вроде ящика для голосования на местных референдумах, а также формы других документов по проведению местного референдума;
3) осуществляет иные полномочия в соответствии с этим и другими законами Украины.
Статья 23. Полномочия Комиссии по финансовому обеспечению организации подготовки и проведения выборов и референдумов в Украине
1. Комиссия вносит предложения по формированию Государственного бюджета Украины по вопросам финансирования выборов и референдумов в Украине.
2. Комиссия осуществляет финансовое и материально-техническое обеспечение выборов и референдумов в соответствии с этим и другими законами Украины.
3. Комиссия формирует смету, распределяет средства, выделяемые из Государственного бюджета Украины на финансовое обеспечение подготовки и проведения выборов и референдума, деятельности соответствующих избирательных комиссий, комиссий по всеукраинскому референдуму, контролирует правильное и целевое использование указанных средств, привлекает к проведению проверок работников государственной контрольно- ревизионной службы Украины.
4. Порядок учета доходов и расходов бюджетных средств, выделяемых на подготовку и проведение выборов и всеукраинских референдумов, средств избирательных фондов кандидатов и избирательных фондов партий определяется Комиссией совместно с Министерством финансов Украины в соответствии с законами Украины.
5. Комиссия устанавливает формы финансового отчета избирательных комиссий и комиссий по всеукраинскому референдуму о поступлении и расходовании средств, выделяемых на подготовку и проведение соответственно выборов или всеукраинского референдума, и финансового отчета кандидатов на выборные должности, политических партий.
6. Комиссия представляет в Счетную палату финансовые отчеты о расходовании средств Государственного бюджета Украины, выделенных на подготовку и проведение соответственно выборов Президента Украины, народных депутатов Украины, всеукраинского референдума, не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования общих результатов выборов или всеукраинского референдума.
Статья 24. Международное сотрудничество Комиссии
1. Комиссия и ее члены могут обмениваться опытом с соответствующими государственными органами других стран, международными организациями.
2. Комиссия может вступать в международные организации (ассоциаций) избирательных органов.
3. Члены Комиссии могут принимать участие в наблюдении за подготовкой и проведением выборов в других странах как международные наблюдатели по инициативе Комиссии, Кабинета Министров Украины, а также международных организаций, членами которых является Украина или Комиссия.
Статья 25. Использование Комиссией автоматизированной информационной системы
1. При проведении выборов народных депутатов Украины, Президента Украины, всеукраинского референдума Комиссия применяет автоматизированную информационную систему.
2. Члены Комиссии имеют право знакомиться с любой информацией, содержащейся в автоматизированной информационной системе Комиссии или выводится из нее.
3. Во время процедуры голосования автоматизированная информационная система используется исключительно для наблюдения за ходом и результатами голосования. Сведения о результатах голосования, полученные через автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридических последствий.
Раздел IV. ПРАВОВОЙ СТАТУС ЧЛЕНОВ КОМИССИИ
Статья 26. Полномочия Председателя Комиссии
1. Председатель Комиссии приобретает свои полномочия после утверждения Комиссией протокола счетной комиссии о результатах выборов Председателя Комиссии.
2. Председатель Комиссии:
1) осуществляет общее руководство деятельностью Комиссии и руководство ее Секретариатом, организует их работу;
2) созывает и ведет заседания Комиссии, предлагает повестку дня заседания Комиссии;
3) информирует от имени Комиссии Верховную Раду Украины, Президента Украины о результатах выборов Президента Украины, народных депутатов Украины, результаты референдума;
4) подписывает постановления Комиссии и протоколы ее заседаний;
5) обеспечивает рассмотрение обращений, поступающих в Комиссию, проводит личный прием граждан Украины, субъектов избирательного процесса и процесса референдума;
6) представляет Комиссию в отношениях с органами государственной власти, органами местного самоуправления, объединениями граждан, избирательными комиссиями, комиссиями по референдумам, предприятиями, учреждениями и организациями, иностранными государствами, избирателями;
7) вносит на утверждение комиссии положение о Секретариате Комиссии, его структуру, штат и положение о патронатной службе;
8) назначает на должности и освобождает от должностей руководителя Секретариата Комиссии и других должностных лиц и работников Секретариата Комиссии, работников патронатной службы, а также решает другие вопросы в соответствии с Законом Украины "О государственной службе" и других законов Украины;
9) представляет на утверждение Комиссии финансовый отчет о расходовании средств Государственного бюджета Украины, выделенных на подготовку и проведение соответствующих выборов и референдумов, который после утверждения Комиссией направляет в Счетную палату в срок, определенный действующим законодательством Украины;
10) вносит на рассмотрение Комиссии предложения о награждении почетными знаками Комиссии;
11) осуществляет предусмотренные настоящим Законом полномочия члена Комиссии;
12) осуществляет иные полномочия в соответствии с этим и другими законами Украины.
3. Председатель Комиссии является распорядителем средств Государственного бюджета Украины, выделяемых на содержание Комиссии и ее Секретариата.
4. Председатель Комиссии в пределах своих полномочий издает распоряжения, дает поручения по вопросам организации деятельности Комиссии и ее Секретариата.