Белорусский сценарий уже реализован в украинских силовых ведомствах. Разница, пожалуй, в одном: старший сын Лукашенко официально входит в СНБО
Власть концентрирует ресурсы для победы на выборах. Силовой ресурс - не исключение. Более того, в этой сфере не осталось сколько-нибудь автономных центров влияния. На уровне Банковой уже принято решение о том, кто будет координировать работу силовых органов. Все правоохранительные структуры окажутся собранными в кулак, который способен сокрушить любого оппонента власти - анализирует ситуацию liga.net Уроки прошлого Контроль над силовиками всегда был предметом острой конкуренции группировок в украинской власти, он давал огромную фору перед конкурентами в политике и бизнесе. Многим оранжевая пятилетка запомнилась как раз атаманщиной и склоками вокруг силовых структур, за влияние на которые боролись между собой президент Ющенко и премьер Тимошенко. "Ющенко был особенно бездарен в вопросе отношений с силовиками. Он недооценивал роль спецслужб и назначал людей легкомысленно. Многие из назначенцев времен Ющенко ни дня нигде не служили", - вспоминает бывший начальник Главного управления разведки Министерства обороны и экс-зампред СБУ Александр Скипальский. Очевидно, что нынешняя ситуация больше напоминает времена Кучмы, когда контроль над силовыми ведомствами был прерогативой президента. Старая-новая редакция Конституции, действующей с осени 2010 года, ставит силовиков в абсолютную зависимость от воли президента. При оранжевых в квоту президента входили только руководители СБУ и Службы внешней разведки (СВР). По руководителям остальных силовых структур президенту приходилось достигать компромисса с премьер-министром и парламентом. Попытки Ющенко создать на основе СБУ конкурирующий с МВД и прокуратурой орган к успеху не приводили: слишком большим влиянием пользовались конкурирующие с ним политические группы. Де-факто, в каждом силовом министерстве либо ведомстве достигалось тонкое кадровое равновесие - каждый из замов относил себя к одной из многочисленных групп влияния, противодействовал ставленникам других групп, проталкивал свои решения и так далее. Во времена Кучмы представить себе политическую разношерстность генералов было сложно, в среде силовиков превалировали не политические, а профессиональные группы. При этом стойкость подобных кланов, спаянных специфическими многолетними корпоративными отношениями, постоянно вынуждала Кучму искать рычаги управления ими. Понимая, что каждое силовое сообщество - это зачастую неконтролируемая извне вещь в себе, практически весь свой президентский срок Кучма пытался поставить силовиков под контроль. Во-первых, он лично курировал все вопросы, связанные со спецслужбами, МВД и прокуратурой. Во-вторых, постоянно пытался сбалансировать свою зависимость от разных силовых кланов. Преимущественно институциональными способами - через СНБО и Комитет по вопросам разведки при президенте Украины, ставший альтернативным источником информации о происходящем в спецслужбах страны. Вполне возможно, что Кучма на уровне управленческих инстинктов чувствовал, при помощи каких механизмов он может контролировать силовиков, не снижая при этом их квалификации. Последним штрихом в диверсификации влияния силовых кланов стало разделение СБУ и СВР, начатое в 2004 году Кучмой и окончившееся в 2005-м уже при Ющенко. Однако в условиях Украины этих шагов оказалось недостаточно. Надстройки в виде СНБО и Комитета по разведке не спасли Кучму ни от кольчужного, ни от кассетного скандалов. "Кучма использовал опыт взаимоотношений с КГБ. Он имел в СБУ много знакомых, знал систему изнутри, общался с офицерами сам. Он относился к украинским спецслужбам как к старым советским чекистам и за это поплатился - к тому времени чекисты почувствовали вкус денег, перестали с Кучмой считаться и пытались его обвести вокруг пальца. Кучма ошибся, рассчитывая на порядочность, которая была присуща кадрам советского периода", - говорит Скипальский. При этом надо признать, что выстроенная Кучмой система в ключевой для страны момент сыграла на сохранение гражданского мира в Украине: именно позиция разведсообщества и ключевых генералов МВД не позволила пролить кровь во время оранжевой революции. Да и сам Кучма, как рассказывали участники ночных совещаний у президента, не давал силовикам повода к решительным действиям против Майдана, постоянно подчеркивая, что прежде всего они должны соблюдать закон. Сейчас все изменилось: проигравшая в 2004 году сторона сделала выводы, в том числе и относительно роли силовых ведомств в политической борьбе. Белорусская модель Говоря о том, что происходит в спецслужбах сейчас, накануне выборов, надо учитывать, что в вопросах отношения с силовиками Янукович твердо усвоил уроки 2004 года. По его глубокому убеждению (и это не гипотеза, а свидетельства людей, хорошо знакомых с президентом), именно аморфная позиция Кучмы и саботаж силовиков привели к поражению в 2004 году. Нежеланием наступить на одни и те же грабли дважды и продиктованы подбор и задачи силовой команды Януковича. Поэтому, оценивая уровень компетентности силовиков, следует помнить о реальном, а не идеальном критерии оценки: силовики должны обеспечивать политические и экономические интересы партии власти, президента и Семьи. Интересы общества или государства здесь ни при чем. Итак, какие выводы из ошибок Кучмы сделал Янукович? Первый: поскольку главные области применения силовых ведомств, как правило, неформальны (монетизация деятельности, политический сыск, обеспечение интересов первого лица и его окружения), никакие формальные институты не могут гарантировать президенту настоящую лояльность глав СБУ, МВД, СВР, налоговой службы и ГПУ. Второй: во главе силовых структур надо ставить только лично обязанных людей. Третий: на эти должности можно и нужно назначать только членов близкого круга поруки, связанных общим, желательно сложным, прошлым и личной дружбой. Четвертый: выдвиженец должен обладать квалификацией, исключающей его гипотетическую карьеру вне режима. Попросту говоря, он не должен быть авторитетным профессионалом своего дела и должен понимать, что его политические и карьерные перспективы связанны исключительно с существованием действующей власти. Вписывается ли текущая организация силовых структур Украины в эту управленческую философию? На все сто. Раздражающий многих донецко-центричный способ формирования силовой вертикали - шаг для Януковича и естественный, и во многом вынужденный. Когда публицисты и оппоненты говорят и пишут о низкой квалификации председателя СБУ Калинина либо о профанации закона генпрокурором Пшонкой, надо понимать, что именно это от них требуется главным бенефициаром вертикали власти. "Янукович назначает людей, преданных лично ему, которые не имеют собственного мнения и государственных принципов. Это люди, которые не могут сказать, что вопрос противоречит национальным интересам - такое понятие, как государственный интерес, им недоступно", - уверен генерал Скипальский. Фактически, силовая вертикаль Украины все больше и больше начинает напоминать силовую вертикаль соседней страны - но не России, а Беларуси. Контроль над ключевыми силовыми органами - КГБ и МВД - сосредоточен в руках Виктора, старшего сына президента Александра Лукашенко. Правда, у соседей эта ситуация легализована: Виктор Лукашенко является советником президента Беларуси по вопросам безопасности и членом белорусского СНБО. Глава КГБ Беларуси, пограничник Вадим Зайцев, по некоторым данным, служил вместе со старшим сыном Лукашенко. Нынешний глава МВД Анатолий Кулешов - воспитанник Зайцева. Причем, для смещения прошлого министра МВД сыну Лукашенко совместно с главой КГБ пришлось провернуть целую интригу, в результате которой люди из окружения прошлого министра ни с того ни с сего оказались коррупционерами и угодили в СИЗО. Все это ничего не напоминает? Вот-вот. Вертикаль и выборы Никогда прежде в Украине главы силовых ведомств не были настолько лично лояльными главе государства, как сейчас. Янукович, которого широкая публика и политтусовка привыкли считать недалеким тугодумом, готов к обороне уже тогда, когда общество и оппозиция даже не начали готовится к наступлению. Сведения о том, как работает силовая вертикаль Януковича, выглядят следующим образом. Все силовики так или иначе назначались с ведома старшего сына президента Александра. К сфере его влияния собеседники из силовых структур относят все руководство СБУ - председателя Игоря Калинина и первого заместителя Александра Якименко, который ранее обеспечивал интересы Семьи в Донецке, министра внутренних дел Виталия Захарченко, главу налоговой Александра Клименко. Контакт с Генпрокуратурой обеспечивает друг Януковича-среднего Артем Пшонка, сын генпрокурора Виктора Пшонки. В качестве независимого от Семьи источника информации Янукович рассматривает СВР. По данным корреспондента ЛІГАБізнесІнформ, сейчас внешняя разведка активизировала свою деятельность внутри Украины, усилив свое присутствие в областях. С другой стороны, как утверждают источники в правоохранительных органах, президент не передает старшему сыну все рычаги управления над руководством спецслужб. "Президент лично с ними общается, выслушивает их доклады. Появился элемент личной ответственности главы спецслужбы перед президентом. Кроме того, присутствует диверсификация, получение информации из нескольких источников", - утверждает экс-глава СБУ Валентин Наливайченко. Александр Янукович отвечает за личную безопасность президента и бизнеса Семьи, следя за тем, чтобы силовики четко понимали, какие именно действия в данный момент времени они должны исполнять. Вопросу безопасности Семьи, кстати, уделяется предельное внимание. Например, как отмечают источники корреспондента ЛІГАБізнесІнформ в Генштабе ВСУ, в прошлом году военная контрразведка СБУ расширила свое присутствие в армии: количество особистов, которые контролировали военных на уровне бригады, увеличилось. Сейчас армия снова опутана сетью информаторов и стукачей - при оранжевой власти такого пристального внимания Вооруженные Силы не удостаивались. При этом в роли председателя СБУ Калинин занимается тем же, чем и раньше - безопасностью Януковича и профилактикой угроз президенту. Экономические аспекты работы спецслужбы делегированы Александру Якименко. "Происходит движение в сторону полицейского государства. Это постсоветская модель, в которой не имеет значения закон и права человека. Все это накрыто зонтиком коррупции. Силовиков никто не контролирует - парламентский контроль отсутствует, прокурорского по факту нет, как и общественного", - комментирует нынешнюю ситуацию в СБУ Валентин Наливайченко. Что касается выборов, то оперативная координация работы силовиков будет возложена на штаб и его главу, секретаря СНБО Андрея Клюева. Поскольку именно он, координируя всю кампанию регионалов, понимает, куда именно и зачем следует перебросить ресурс. Роли также расписаны заранее. Спецслужбы - негласный сбор данных о конкурентах, снабжение штабов конфиденциальной информацией. Налоговая совместно с УБЭП МВД - выявление и пресечение схем финансирования оппозиции. Прокуратура - выдача санкций на следственные действия, суды - санкции на арест. МВД - профилактика и противодействие массовым акциям протеста. На фоне готовности власти к выборам кондиции оппозиционных сил пока что выглядят неубедительно. А степень концентрации силового ресурса власти - устрашающе. "Какой-то грани того, на что способны эти люди, я бы не проводил. Когда я смотрю в глаза сотрудников спецподразделений МВД, я вижу зомбированных людей. Их заранее готовят к решительным шагам. В своем походе за черту они могут зайти очень далеко", - резюмирует генерал Скипальский.
|
Copyright © 2012, Chernenko Ev. Перепечатка материалов только при наличии активной гиперссылки на vibori.co.ua. |
CMS Status-X