РЕЗЮМЕ. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Хотя в течение июля 2012 ЦИК был принят ряд подзаконных актов, направленных на обеспечение реализации положений Закона "О выборах народных депутатов Украины", правовая основа организации и проведения выборов продолжает оставаться несовершенной. Закон "О выборах народных депутатов Украины" содержит ряд недостатков в части определения оснований для отказа в регистрации кандидатов, организации голосования, подсчета голосов и установления итогов голосования в заграничном избирательном округе, то есть на зарубежных избирательных участках. Вместо устранения недостатков действующего Закона "О выборах народных депутатов Украины", парламентом 5 июля 2012 в первом чтении и в целом был принят закон "Об особенностях обеспечения открытости, прозрачности и демократичности выборов народных депутатов 28 октября 2012", которым предусмотрено осуществление видеофиксации хода голосования и подсчета голосов на обычных избирательных участках. Настоящий Закон в случае его подписания Президентом Украины существенно не повлияет на прозрачность голосования и подсчета голосов на участках, однако еще больше усилит уровень несогласованности законодательства, регулирующим порядок проведения выборов в Украине. Кроме того, положения этого Закона носят рамочный характер, обусловливает необходимость в принятии дополнительных мер, направленных на обеспечение его реализации (внесение изменений в Закон "О выборах народных депутатов Украины", принятие соответствующих актов ЦИК и т.д.). • Как и в июне 2012 года, подготовка органов государственной власти и органов местного самоуправления до очередных выборов в различных регионах осуществляется с равным уровнем интенсивности, в то время как формы такой подготовки существенно различаются между регионами. КИУ в очередной раз считает необходимым подчеркнуть, что органам государственной власти общегосударственном уровня (например, Президенту Украины) следует принять меры, направленные на активизацию такой работы во всех без исключениях регионах, а также унификацию форм этой работы. • Подготовка к выдвижению кандидатов в депутаты в целом осуществляется в конкурентных условиях. Все политические силы и потенциальные кандидаты-мажоритарщики основном могли проводить преждевременную агитацию, согласно собственных возможностей Однако, беспокойство вызывают отдельные случаи давления на кандидатов, связанный с ними бизнес и СМИ, которые были зафиксированы в ряде регионов. • Комитет избирателей Украины еще раз подчеркивает недопустимость активного привлечения служащих в осуществление агитационной деятельности потенциальных субъектов избирательного процесса. Важно подчеркнуть, что принцип беспристрастного отношения органов власти и должностных лиц к субъектам избирательного процесса является составной принципа равного избирательного права, и его соблюдение на практике является одной из предпосылок признания выборов соответствующими демократическим стандартам. Именно поэтому Комитет избирателей Украины вновь подчеркивает, что глава государства и органы исполнительной власти высшего уровня должны принять дополнительные меры (в том числе дисциплинарного организационно-кадрового характера), направленных на ограничение участия чиновников в предвыборной кампании. • На положительную оценку заслуживает практика инициирования отдельными партиями праймериз при выдвижении кандидатов. Однако такой праймериз должен осуществляться в соответствии с лучших зарубежных практик, а не использоваться в качестве политической технологии или повода для активизации агитационной деятельности. • Следует положительно оценить практику обнародования некоторыми партиями информации о том, каких именно кандидатов они планируют выдвигать в одномандатных округах и общегосударственном округе. Эту практику следует распространить как на выдвижение кандидатов в одномандатных округах, так и общегосударственном избирательном округе. Зато подготовка к выдвижению кандидатов в общегосударственном округе в целом осуществляется закрыто. • Хотя активность агитационной деятельности потенциальных субъектов избирательного процесса в июне 2012 года существенно выросла, активизация этой деятельности не наполнила коммуникацию политиков с избирателями реальным содержанием. Как и в предыдущие месяцы, агитационная деятельность потенциальных субъектов избирательного процесса в целом осуществляется в традиционных формах рекламы на радио и телевидении, организации массовых мероприятий (концертов, фестивалей и т.п.), распространение среди избирателей материальных ценностей, размещение "имиджевых" материалов в СМИ, имеют признаки скрытой политической рекламы. • Осуществление агитации по признакам косвенного подкупа избирателей все еще остается распространенным практически во всех регионах и практикуется кандидатами от почти всех политических партий. Комитет избирателей Украины в очередной раз считается необходимым подчеркнуть, что установленные законом ограничения относительно осуществления агитации по признакам непрямого подкупа избирателей следует распространить не только на субъектов избирательного процесса, но политическую деятельность, осуществляемая в период между выборами. При этом агитация с признаками косвенного подкупа должно влечь пропорциональные санкции. • Особую обеспокоенность вызывают случаи прямого подкупа избирателей, которые начинают фиксироваться в отдельных регионах. Такие случаи не должны оставаться без проверки и надлежащего реагирования правоохранительных органов. Пресс-служба КИУ
|
Copyright © 2012, Chernenko Ev. Перепечатка материалов только при наличии активной гиперссылки на vibori.co.ua. |
CMS Status-X