Русский Выберите язык  Выберите язык

Закон Украины О выборах народных депутатов Украины


Статья 95. Установление итогов голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа

1. Окружная избирательная комиссия после принятия и рассмотрения протоколов участковых избирательных комиссий о подсчете голосов избирателей на избирательных участках в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа, в том числе с пометкой "Уточненный", на основании протоколов участковых избирательных комиссий о подсчете голосов избирателей на избирательных участках в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа и сообщений о содержании таких протоколов участковых избирательных комиссий, передаваемых с помощью технических средств связи на специальных избирательных участков, образованных на судах, находящихся в день голосования в плавании под Государственным Флагом Украины, на полярной станции Украины, иностранных избирательных участков, а в случае повторного подсчета голосов избирателей - также протокола окружной избирательной комиссии о повторном подсчете голосов избирателей на соответствующем избирательном участке в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа устанавливает:
1) количество избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, полученных окружной избирательной комиссией;
2) количество неиспользованных избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, погашенных окружной избирательной комиссией;
3) число избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, полученных участковыми избирательными комиссиями одномандатного округа;
4) количество избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, изготовленных участковыми избирательными комиссиями одномандатного округа;
5) количество неиспользованных избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, погашенных участковыми избирательными комиссиями одномандатного округа;
6) общее число избирателей, внесенных в списки избирателей на избирательных участках одномандатного округа;
7) число избирателей, внесенных в выдержек из списков избирателей на избирательных участках одномандатного округа;
8) количество избирателей, получивших избирательные бюллетени для голосования в общегосударственном округе в помещении для голосования;
9) количество избирателей, получивших избирательные бюллетени для голосования в общегосударственном округе, по месту пребывания;
10) суммарное количество избирателей, получивших избирательные бюллетени для голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа;
11) количество избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, не подлежащих учету, выявленных на избирательных участках одномандатного округа;
12) количество избирателей, принявших участие в голосовании в общегосударственном округе в помещении для голосования;
13) количество избирателей, принявших участие в голосовании в общегосударственном округе по месту пребывания;
14) общее число избирателей, принявших участие в голосовании в общегосударственном округе, в пределах одномандатного округа;
15) количество избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, признанных недействительными;
16) количество голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты, включенных в избирательный список каждой партии.
2. Сведения об итогах голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа цифрами и прописью заносятся в протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа, форма которого установлена Центральной избирательной комиссией. Сведения, указанные в пунктах 3 - 16 части первой настоящей статьи, вносятся в протокол цифрами по каждому избирательному участку, входящему в состав одномандатного округа, а также суммарно цифрами и прописью по одномандатному округу.
3. Протокол об итогах голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа состоит окружной избирательной комиссией в количестве экземпляров, на три большем, чем число лиц, входящих в состав окружной избирательной комиссии. Экземпляры протокола нумеруются и имеют одинаковую юридическую силу.
4. Запрещается заполнять протокол об итогах голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа карандашом, а также подписывать его и удостоверять печатью окружной избирательной комиссии до окончательного заполнения.
5. Протокол об итогах голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и другими членами окружной избирательной комиссии, присутствующих на заседании избирательной комиссии, и заверяется печатью окружной избирательной комиссии. В протоколе указываются дата и время (час и минуты) его подписания членами окружной избирательной комиссии. Член избирательной комиссии, присутствующий на заседании, обязан подписать протокол об итогах голосования. В случае своего несогласия с установленными итогами голосования, зафиксированными в протоколе комиссии, член комиссии подписывает протокол с пометкой "С особым мнением". Письменное изложение особого мнения прилагается к протоколу об итогах голосования. В случае отсутствия в протоколе подписи члена окружной избирательной комиссии у его фамилии указывается причина отсутствия подписи. Первый экземпляр протокола имеют право подписать кандидаты в депутаты, их доверенные лица, уполномоченные лица партий, официальные наблюдатели, присутствовавшие при установлении итогов голосования.
6. Если после подписания протокола об итогах голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа до отправки его в Центральную избирательную комиссию окружная избирательная комиссия выявила в нем неточности (описку либо ошибку в цифрах), она на том же заседании рассматривает вопрос о внесении изменений в итогов голосования в пределах избирательного округа путем составления нового протокола, на котором делается отметка "Уточненный". Протокол с пометкой "Уточненный" изготавливается и подписывается в порядке и в количестве экземпляров, установленных настоящей статьей. Составление окружной избирательной комиссией протокола с пометкой "Уточненный" на другом заседании комиссии без доверенности Центральной избирательной комиссии не допускается.
7. Первый экземпляр протокола окружной избирательной комиссии об итогах голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа, а при наличии - первый экземпляр протокола с пометкой "Уточненный" упаковываются в пакет со специальной системой защиты в порядке, установленном частью шестой статьи 87 настоящего Закона. На пакете делается надпись "Протокол об итогах голосования в общегосударственном округе".
8. Первый экземпляр протокола окружной избирательной комиссии об итогах голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа, а в случае внесения изменений в этот протокол - также протокол, в котором были допущены неточности (описки или ошибки в цифрах), и протокол с пометкой "Уточненный" вместе с соответствующими протоколами и актами участковых избирательных комиссий, касающихся голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа, решениями, принятыми на основании этих актов, и, при наличии, протоколами окружной избирательной комиссии о повторном подсчете голосов избирателей на соответствующем избирательном участке в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа, отдельными мнениями членов окружной избирательной комиссии, изложенными в письменной форме, заявлениями и жалобами о нарушении окружной избирательной комиссией порядка установления итогов голосования и решениями, принятыми окружной избирательной комиссией по результатам их рассмотрения, окружная избирательная комиссия транспортирует в Центральной избирательной комиссии, второй экземпляр протокола хранится в окружной избирательной комиссии, третий - безотлагательно вывешивается для всеобщего ознакомления в помещении окружной избирательной комиссии, а остальные по одному экземпляру выдаются членам окружной избирательной комиссии.
9. Транспортировка избирательных документов, указанных в части восьмой настоящей статьи, осуществляется председателем окружной избирательной комиссии и его заместителем, а также двумя членами этой избирательной комиссии - представителями двух других субъектов представления, которые набрали наибольшее количество голосов в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа. Если председатель или заместитель председателя окружной избирательной комиссии, который должен транспортировать указанные документы, представляет одного из двух субъектов представления, которые набрали наибольшее количество голосов в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа, либо представитель такого субъекта представления мотивировано не может участвовать в транспортировке избирательных документов в ЦИК, участие в транспортировке принимает представитель субъекта представления, набравший следующее количество голосов.
10. Уполномоченному лицу партии, официальные наблюдатели от партии, общественной организации по его просьбе безотлагательно выдается копия протокола окружной избирательной комиссии об итогах голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа (в том числе с пометкой "Уточненный") и, при наличии, копия протокола о повторном подсчете голосов избирателей на соответствующем избирательном участке в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа из расчета по одной копии каждого протокола для каждой партии и общественной организации. Указанные копии заверяются на каждой странице председателем и секретарем окружной избирательной комиссии и скрепляются печатью избирательной комиссии.
11. Окружная избирательная комиссия обязана установить итоги голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа независимо от количества избирательных участков, на которых голосование было признано недействительным.
12. Признание голосования недействительным в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа не допускается.

Статья 96. Установление итогов голосования в одномандатном округе

1. Окружная избирательная комиссия после принятия и рассмотрения протоколов участковых избирательных комиссий о подсчете голосов избирателей на избирательных участках в одномандатном округе, в том числе с пометкой "Уточненный", на основании протоколов участковых избирательных комиссий о подсчете голосов избирателей на избирательных участках в одномандатном округе и сообщений о содержание таких протоколов участковых избирательных комиссий, передаваемых с помощью технических средств связи на специальных избирательных участков, образованных на судах, находящихся в день голосования в плавании под Государственным Флагом Украины, на полярной станции Украины, заграничных избирательных участков, а в случае повторного подсчета голосов избирателей - также протокола окружной избирательной комиссии о повторном подсчете голосов избирателей на соответствующем избирательном участке в одномандатном округе устанавливает:
1) количество избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, полученных окружной избирательной комиссией;
2) количество избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, погашенных окружной избирательной комиссией;
3) число избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, полученных участковыми избирательными комиссиями одномандатного округа;
4) количество избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, изготовленных участковыми избирательными комиссиями одномандатного округа;
5) количество неиспользованных избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, погашенных участковыми избирательными комиссиями одномандатного округа;
6) число избирателей, внесенных в списки избирателей на избирательных участках одномандатного округа;
7) число избирателей, внесенных в выдержек из списков избирателей на избирательных участках одномандатного округа;
8) количество избирателей, получивших избирательные бюллетени для голосования в одномандатном округе в помещении для голосования;
9) количество избирателей, получивших избирательные бюллетени для голосования в одномандатном округе по месту пребывания;
10) суммарное количество избирателей, получивших избирательные бюллетени для голосования в одномандатном округе;
11) количество избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, не подлежащих учету, выявленных на избирательных участках одномандатного округа;
12) количество избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному округу в помещении для голосования;
13) количество избирателей, принявших участие в голосовании в одномандатном округе по месту пребывания;
14) общее число избирателей, принявших участие в голосовании в одномандатном округе;
15) количество избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, признанных недействительными;
16) количество голосов избирателей, поданных за каждого кандидата в депутаты в одномандатном округе.
2. Сведения об итогах голосования в одномандатном округе цифрами и прописью заносятся в протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования в одномандатном округе, форма которого установлена Центральной избирательной комиссией. Сведения, указанные в пунктах 3 - 16 части первой настоящей статьи, вносятся в протокол цифрами по каждому избирательному участку, входящему в состав одномандатного округа, а также суммарно цифрами и прописью по одномандатному округу.
3. Протокол об итогах голосования в одномандатном округе состоит окружной избирательной комиссией в количестве экземпляров, на три большем, чем число лиц, входящих в состав окружной избирательной комиссии. Экземпляры протокола нумеруются и имеют одинаковую юридическую силу.
4. Запрещается заполнять протокол об итогах голосования в одномандатном округе карандашом, а также подписывать его и удостоверять печатью окружной избирательной комиссии до окончательного заполнения.
5. Протокол об итогах голосования в одномандатном округе подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем и другими членами окружной избирательной комиссии, присутствующих на заседании избирательной комиссии, и заверяется печатью окружной избирательной комиссии. В протоколе указываются дата и время (час и минуты) его подписания членами окружной избирательной комиссии. Член избирательной комиссии, присутствующий на заседании, обязан подписать протокол об итогах голосования. В случае своего несогласия с установленными итогами голосования, зафиксированными в протоколе комиссии, член комиссии подписывает протокол с пометкой "С особым мнением". Письменное изложение особого мнения прилагается к протоколу об итогах голосования. В случае отсутствия в протоколе подписи члена окружной избирательной комиссии у его фамилии указывается причина отсутствия подписи. Первый экземпляр протокола имеют право подписать кандидаты в депутаты, их доверенные лица, уполномоченные лица партий, официальные наблюдатели, присутствовавшие при установлении итогов голосования в одномандатном округе.
6. Если после подписания протокола об итогах голосования в одномандатном округе до отправки его в Центральную избирательную комиссию окружная избирательная комиссия выявила в нем неточности (описку либо ошибку в цифрах), она на том же заседании рассматривает вопрос о внесении изменений в итогов голосования в одномандатном округе путем составления нового протокола, на котором делается отметка "Уточненный". Протокол с пометкой "Уточненный" изготавливается и подписывается в порядке и в количестве экземпляров, установленных частью третьей настоящей статьи. Составление окружной избирательной комиссией протокола с пометкой "Уточненный" на другом заседании комиссии без доверенности Центральной избирательной комиссии не допускается.
7. Первый экземпляр протокола окружной избирательной комиссии об итогах голосования в одномандатном округе, а при наличии - первый экземпляр протокола с пометкой "Уточненный" упаковываются в пакет со специальной системой защиты в порядке, установленном частью шестой статьи 87 настоящего Закона. На пакете делается надпись "Протокол об итогах голосования в одномандатном округе".
8. Первый экземпляр протокола окружной избирательной комиссии об итогах голосования в одномандатном округе, а в случае внесения изменений в этот протокол - также протокол, в котором были допущены неточности (описки или ошибки в цифрах), и протокол с пометкой "Уточненный" вместе с соответствующими протоколами и актами участковых избирательных комиссий, касающихся голосования в одномандатном округе, решениями, принятыми на основании этих актов, и, при наличии, протоколами окружной избирательной комиссии о повторном подсчете голосов избирателей на соответствующем избирательном участке в одномандатном округе, отдельными мнениями членов окружной избирательной комиссии, изложенными в письменной форме, заявлениями и жалобами о нарушении окружной избирательной комиссией порядка установления итогов голосования и решениями, принятыми окружной избирательной комиссией по результатам их рассмотрения, окружная избирательная комиссия транспортирует в Центральной избирательной комиссии, второй экземпляр протокола хранится в окружной избирательной комиссии, третий - безотлагательно вывешивается для общего ознакомления в помещении окружной избирательной комиссии, а остальные по одному экземпляру выдаются членам окружной избирательной комиссии.
9. Транспортировка избирательных документов, указанных в части восьмой настоящей статьи, осуществляется в порядке, предусмотренном частью девятой статьи 95 настоящего Закона.
10. Кандидату в депутаты в одномандатном округе, доверенному лицу кандидата в депутаты в одномандатном округе, официальный наблюдатель от кандидата в депутаты в одномандатном округе или общественной организации по его просьбе безотлагательно выдается копия протокола (в том числе с пометкой "Уточненный") окружной избирательной комиссии об итогах голосования в пределах одномандатного округа и, при наличии, копия протокола о повторном подсчете голосов избирателей на соответствующем избирательном участке в одномандатном округе из расчета по одной копии каждого протокола для каждого кандидата в депутаты в одномандатном округе и общественной организации. Указанные копии заверяются на каждой странице председателем и секретарем окружной избирательной комиссии и скрепляются печатью избирательной комиссии.
11. Окружная избирательная комиссия обязана установить итоги голосования в одномандатном округе независимо от количества избирательных участков, на которых голосование было признано недействительным.
12. Признание голосования недействительным в одномандатном округе не допускается.

Статья 97. Порядок принятия и рассмотрения протоколов окружных избирательных комиссий Центральной избирательной комиссией

1. Центральная избирательная комиссия на своем заседании рассматривает и принимает отдельно протоколы окружных избирательных комиссий об итогах голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа и протоколы окружных избирательных комиссий об итогах голосования в одномандатном округе. Сведения указанных протоколов на заседании Центральной избирательной комиссии объявляются председателем или заместителем председателя соответствующей окружной избирательной комиссии. Время принятия Центральной избирательной комиссией протокола окружной избирательной комиссии и занесены в протокол сведения фиксируются в протоколе заседания Центральной избирательной комиссии.
2. В случае выявления в протоколе окружной избирательной комиссии об итогах голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа или в протоколе окружной избирательной комиссии об итогах голосования в одномандатном округе исправлений, ошибок, неточностей Центральная избирательная комиссия своим решением может обязать окружную избирательную комиссию внести изменения в установленных итогов голосования избирателей в пределах соответствующего одномандатного округа в порядке, установленном частью седьмой статьи 94 настоящего Закона, о чем отмечается в протоколе заседания Центральной избирательной комиссии. За время рассмотрения этого вопроса окружной избирательной комиссией представлены в Центральную избирательную комиссию экземпляры протоколов об итогах голосования в пределах одномандатного округа и приложенные к нему документы хранятся в Центральной избирательной комиссии.
3. Окружная избирательная комиссия обязана в срок, определенный Центральной избирательной комиссией, рассмотреть вопрос о внесении изменений в установленных итогов голосования избирателей в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа или в одномандатном округе, при необходимости осуществляя повторный подсчет голосов на отдельных избирательных участках этого одномандатного округа. Протокол с пометкой "Уточненный" составляется в порядке, предусмотренном частью шестой статьи 95 и частью шестой статьи 96 настоящего Закона. Указанный протокол и другие необходимые избирательные документы транспортируются в Центральную избирательную комиссию в порядке, установленном частью девятой статьи 95 настоящего Закона.
4. Протокол окружной избирательной комиссии об итогах голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа или в одномандатном округе с пометкой "Уточненный" принимается Центральной избирательной комиссией в порядке, установленном частью первой настоящей статьи.
5. В случае непоступления в Центральной избирательной комиссии протокола окружной избирательной комиссии об итогах голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа или протокола окружной избирательной комиссии об итогах голосования в одномандатном округе в сроки, определенные настоящим Законом, Центральная избирательная комиссия осуществляет полномочия соответствующей окружной избирательной комиссии по установлению итогов голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа или в одномандатном округе.

Статья 98. Установление результатов выборов депутатов в общегосударственном округе

1. Центральная избирательная комиссия на своем заседании на основании протоколов окружных избирательных комиссий об итогах голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа, в том числе с пометкой "Уточненный", не позднее чем на пятнадцатый день со дня голосования устанавливает результаты выборов депутатов в общегосударственном округе , о чем составляет протокол. К протоколу о результатах выборов депутатов заносятся прописью и цифрами следующие сведения:
1) количество избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, изготовленных по заказу Центральной избирательной комиссии;
2) количество избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, полученных окружными избирательными комиссиями;
3) количество неиспользованных избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, погашенных окружными избирательными комиссиями;
4) количество избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, полученных участковыми избирательными комиссиями;
5) количество избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, изготовленных участковыми избирательными комиссиями;
6) количество неиспользованных избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, погашенных участковыми избирательными комиссиями;
7) общее количество неиспользованных избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе;
8) количество избирателей, внесенных в списки избирателей на избирательных участках;
9) количество избирателей, внесенных в выдержек из списков избирателей на избирательных участках;
10) количество избирателей, получивших избирательные бюллетени для голосования в общегосударственном округе в помещении для голосования;
11) количество избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, не подлежащих учету, выявленных на избирательных участках;
12) количество избирателей, получивших избирательные бюллетени для голосования в общегосударственном округе по месту пребывания;
13) общее число избирателей, получивших избирательные бюллетени для голосования в общегосударственном округе;
14) количество избирателей, принявших участие в голосовании в помещении для голосования;
15) количество избирателей, принявших участие в голосовании по месту пребывания;
16) общее число избирателей, принявших участие в голосовании;
17) количество избирательных бюллетеней для голосования в общегосударственном округе, признанных недействительными;
18) количество голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты, включенных в избирательный список каждой партии;
19) процент голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты, включенных в избирательный список каждой партии, в отношении суммарного количества голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты, включенных в избирательные списки партий.
2. Сведения об итогах голосования цифрами и прописью заносятся в протокол Центральной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов. Сведения, указанные в пунктах 2 - 19 части первой настоящей статьи, вносятся цифрами по каждому одномандатному округу, а также суммарно цифрами и прописью по общегосударственному округу.
3. Право на участие в распределении депутатских мандатов получают кандидаты в депутаты, включенных в избирательные списки партий, получивших пять и более процентов голосов избирателей, в отношении суммарного количества голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты, включенных в избирательные списки партий.
4. Кандидаты в депутаты, включенных в избирательный список партии, получивший менее пяти процентов голосов избирателей, в отношении суммарного количества голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты, включенных в избирательные списки партий, права на участие в распределении депутатских мандатов не имеют.
5. Депутатские мандаты распределяются между избирательными списками партий пропорционально количеству полученных голосов избирателей кандидатами в депутаты, включенными в избирательные списки партий, которые указаны в части третьей настоящей статьи, в последовательности, определенной частями шестой - девятой настоящей статьи.
6. Центральная избирательная комиссия на основании сведений, указанных в пунктах 18 и 19 части первой настоящей статьи, устанавливает суммарное количество голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты, включенных в избирательные списки партий, получивших пять и более процентов голосов избирателей.
7. Число голосов избирателей, необходимых для получения одного депутатского мандата (далее - избирательная квота), исчисляется путем деления суммарного количества голосов избирателей, определенной в соответствии с частью шестой этой статьи, на число депутатских мандатов, равное 225 (далее - общее число депутатских мандатов в общегосударственном округе).
8. Число голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты, включенных в избирательный список этой партии, делится на избирательную квоту. Целая часть полученного числа составляет количество депутатских мандатов, которые получили кандидаты в депутаты от этой партии. Дробные остатки учитываются при распределении согласно части девятой этой статьи остальных депутатских мандатов.
9. Партии, избирательные списки от которых имеют большие по сравнению с другими дробные остатки после деления в соответствии с частью восьмой этой статьи, получают по одному дополнительному депутатскому мандату, начиная с избирательного списка партии, имеющей наибольший дробный остаток. Если дробные остатки в двух или более избирательных списках партий одинаковы, первым дополнительный депутатский мандат получает тот избирательный список партии, за кандидатов в депутаты от которой отдано большее количество голосов избирателей. Распределение дополнительных депутатских мандатов заканчивается после исчерпания общего числа депутатских мандатов в общегосударственном округе.
10. Результатом выборов депутатов в общегосударственном округе является определение в порядке очередности в избирательных списках партий лиц, избранных депутатами от партий, согласно количеству депутатских мандатов, полученных избирательными списками партий.
В случае если при установлении результатов выборов Центральная избирательная комиссия выявит, что человек избрана депутатом как по избирательному списку в общегосударственном округе, так и депутатом в одномандатном округе, такое лицо считается избранным депутатом в одномандатном округе. В таком случае Центральная избирательная комиссия принимает решение о признании его таким, которое не приобрело депутатского мандата в общегосударственном округе, и признает избранным депутатом следующего по очередности кандидата в депутаты в избирательном списке соответствующей партии.
11. После установления количества депутатских мандатов, полученных партиями, выдвинувшими кандидатов в депутаты в общегосударственном округе, и определения в соответствии с требованиями части десятой настоящей статьи лиц, избранных депутатами, Центральная избирательная комиссия в протоколе о результатах выборов депутатов в общегосударственном округе отмечает:
1) общее число голосов избирателей, поданных за кандидатов в депутаты, включенных в избирательные списки партий, получивших пять и более процентов голосов избирателей;
2) избирательную квоту;
3) количество депутатских мандатов, полученных каждой партией, выдвинувшей кандидатов в депутаты в общегосударственном округе;
4) фамилии, имена (все имена) и отчество (при наличии), год рождения, образование, должность (занятие), место работы, место жительства, партийность, а также субъект выдвижения избранных депутатов.
12. Протокол Центральной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов в общегосударственном округе составляется в двух экземплярах. Протокол подписывается Председателем, заместителями Председателя, секретарем и другими членами Центральной избирательной комиссии, присутствующими на заседании Центральной избирательной комиссии и заверяется печатью Центральной избирательной комиссии. В протоколе указываются дата и время (час и минуты) его подписания членами Центральной избирательной комиссии. Член Центральной избирательной комиссии, присутствующий на заседании, обязан подписать протокол о результатах выборов депутатов. В случае своего несогласия с установленными результатами выборов, зафиксированными в протоколе Центральной избирательной комиссии, член Центральной избирательной комиссии подписывает протокол с пометкой "С особым мнением". Письменное изложение особого мнения прилагается к протоколу о результатах выборов депутатов. В случае отсутствия в протоколе подписи члена Центральной избирательной комиссии против его фамилии указывается причина отсутствия члена Центральной избирательной комиссии на ее заседании. Первый экземпляр протокола имеют право подписать кандидаты в депутаты, представители партий в Центральной избирательной комиссии, уполномоченные лица партий в общегосударственном округе, которые присутствовали при установлении результатов выборов народных депутатов Украины. Содержание протокола безотлагательно обнародуется на официальном веб-сайте Центральной избирательной комиссии.
13. Центральная избирательная комиссия обязана установить результаты выборов депутатов в общегосударственном округе независимо от количества избирательных участков, в которых голосование было признано недействительным.

Статья 99. Установление результатов выборов депутатов в одномандатных округах

1. Центральная избирательная комиссия на своем заседании на основании протоколов окружных избирательных комиссий об итогах голосования в одномандатных округах, в том числе с пометкой "Уточненный", не позднее чем на пятнадцатый день со дня голосования устанавливает результаты выборов депутатов в соответствующих одномандатных округах, о чем составляет протоколы. К протоколу Центральной избирательной комиссии о результатах выборов депутатов в одномандатном избирательном округе заносятся прописью и цифрами следующие сведения:
1) количество избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, изготовленных по заказу Центральной избирательной комиссии;
2) количество избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, полученных окружной избирательной комиссией;
3) количество неиспользованных избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, погашенных окружными избирательными комиссиями;
4) количество избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, полученных участковыми избирательными комиссиями;
5) количество избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, изготовленных участковыми избирательными комиссиями;
6) количество неиспользованных избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, погашенных участковыми избирательными комиссиями;
7) общее количество неиспользованных избирательных бюллетеней;
8) количество избирателей, внесенных в списки избирателей на избирательных участках;
9) количество избирателей, внесенных в выдержек из списков избирателей на избирательных участках;
10) количество избирателей, получивших избирательные бюллетени для голосования в одномандатном округе в помещении для голосования;
11) количество избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, не подлежащих учету, выявленных на избирательных участках;
12) количество избирателей, получивших избирательные бюллетени для голосования в одномандатном округе по месту пребывания;
13) общее число избирателей, получивших избирательные бюллетени для голосования в одномандатном округе;
14) количество избирателей, принявших участие в голосовании по одномандатному округу в помещении для голосования;
15) количество избирателей, принявших участие в голосовании в одномандатном округе по месту пребывания;
16) общее число избирателей, принявших участие в голосовании в одномандатном округе;
17) количество избирательных бюллетеней для голосования в одномандатном округе, признанных недействительными;
18) количество голосов избирателей, поданных за каждого кандидата в депутаты в одномандатном округе.
2. Избранным считается кандидат в депутаты, получивший большее относительно других кандидатов, которые баллотировались в этом одномандатном округе, количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании в соответствующем одномандатном округе.
3. В случае если при установлении результатов выборов Центральная избирательная комиссия выявит, что человек избрана депутатом как по избирательному списку в общегосударственном округе, так и депутатом в одномандатном округе, такое лицо считается избранным депутатом в одномандатном округе. В таком случае Центральная избирательная комиссия принимает решение о признании его таким, которое не приобрело депутатского мандата в общегосударственном округе, и признает избранным депутатом следующего по очередности кандидата в депутаты в избирательном списке соответствующей партии.
4. Если наибольшее и одновременно одинаковое количество голосов набрали два или более кандидатов в депутаты, в этом одномандатном округе проводится повторное голосование по этим кандидатурам.

Статья 100. Официальное обнародование результатов выборов

1. Центральная избирательная комиссия не позднее чем на пятый день со дня установления результатов выборов официально обнародует результаты выборов депутатов в газетах "Голос Украины" и "Урядовый курьер". Список избранных депутатов публикуется с указанием в алфавитном порядке их фамилии, собственного имени (всех собственных имен), отчество (при наличии), года рождения, образования, должности (занятия), места работы, места жительства, партийности, субъекта выдвижения, избирательного округа (общегосударственный или номер одномандатного), в котором избран депутат.
2. Официальное обнародование Центральной избирательной комиссией результатов выборов депутатов является основанием для увольнения с работы (должности), не совместимой с депутатским мандатом, и принятия решения о прекращении действия другого представительского мандата лица, избранного депутатом.

Статья 101. Регистрация избранных депутатов

1. Лицо, избранное депутатом, для его регистрации народным депутатом Украины обязано подать в Центральную избирательную комиссию не позднее чем на двадцатый день со дня официального опубликования результатов выборов депутатов документ о ее увольнении с работы (должности), не совместимой с депутатским мандатом, и ( или) копию зарегистрированного заявления о прекращении действия другого представительского мандата, поданного в соответствующий совет.
2. В случае обращения лица, избранного депутатом, в Центральную избирательную комиссию о наличии уважительных причин, препятствующих выполнению им требований части первой настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия может принять решение о признании этих причин уважительными и установить другой срок выполнения указанных требований или об отказе в признании этих причин уважительными.
3. При получении документов, указанных в части первой настоящей статьи, Центральная избирательная комиссия принимает решение о регистрации избранного лица народным депутатом Украины.
4. В случае неисполнения лицом, избранным депутатом, в сроки, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, требований части первой настоящей статьи или предоставления этим лицом в Центральную избирательную комиссию заявления об отказе от депутатского мандата, или возникновения (обнаружения) обстоятельств, указанных в пунктах 3 - 7 части четвертой и части седьмой статьи 61 этого Закона, Центральная избирательная комиссия принимает решение о признании его таким, которое не приобрело депутатского мандата, и признает избранным депутатом следующего по очередности кандидата в депутаты в избирательном списке соответствующей партии.
5. В случае неисполнения лицом, избранным депутатом по одномандатному округу, в сроки, указанные в частях первой и второй настоящей статьи, требований части первой настоящей статьи или предоставления этим лицом в Центральную избирательную комиссию заявления об отказе от депутатского мандата, или возникновения (обнаружения) обстоятельств, указанных в пунктах 3 - 7 части четвертой и части седьмой статьи 61 этого Закона, Центральная избирательная комиссия принимает решение о признании его таким, которое не приобрело депутатского мандата, и назначает повторные выборы в соответствующем одномандатном округе.
6. Лицу, зарегистрированному народным депутатом Украины, Центральная избирательная комиссия не позднее чем на седьмой день со дня регистрации выдает временное удостоверение народного депутата Украины установленного ею образца.
7. Решение Центральной избирательной комиссии о регистрации депутата и временное удостоверение народного депутата Украины является основанием для составления выбранной лицом присяги народного депутата Украины.

Статья 102. Удостоверение и нагрудный знак народного депутата Украины

1. Центральная избирательная комиссия не позднее чем на седьмой день после принесения народным депутатом Украины присяги выдает ему удостоверение народного депутата Украины и нагрудный знак установленного ею образца.

Раздел XII
ПОВТОРНОЕ ГОЛОСОВАНИЕ, ПОВТОРНЫЕ ВЫБОРЫ,
ПОРЯДОК замещение народных депутатов, внеочередные выборы

Статья 103. Повторное голосование

1. Если в одномандатном округе наибольшее и одновременно одинаковое количество голосов набрали два или более кандидатов в депутаты, Центральная избирательная комиссия принимает решение о проведении в округе повторного голосования по этим кандидатурам.
2. Об этом решении Центральная избирательная комиссия уведомляет окружной избирательной комиссии, которая информирует об этом избирателей округа не позднее чем на второй день после установления результатов выборов в одномандатном округе.
3. Повторное голосование проводится не позднее чем в двухнедельный срок со дня принятия Центральной избирательной комиссией решения о проведении повторного голосования с соблюдением требований настоящего Закона.

Статья 104. Повторные выборы

1. Повторные выборы проводятся в одномандатном округе в случае, когда выборы в соответствующем одномандатном округе признаны несостоявшимися, или если после ее избрания не получила депутатский мандат в порядке, установленном настоящим Законом.
2. Решение о проведении повторных выборов принимает Центральная избирательная комиссия.
3. Повторные выборы депутата проводятся в последнее воскресенье шестидесятидневного срока со дня опубликования решения об их назначении. Выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты и другие избирательные процедуры проводятся в порядке, установленном настоящим Законом с особенностями, предусмотренными статьей 107 настоящего Закона.

Статья 105. Замещение депутатов, избранных в общегосударственном округе, полномочия которых были досрочно прекращены

1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в общегосударственном округе на основаниях и в порядке, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины, в срок не ранее чем на шестой день со дня получения соответствующего решения Центральная избирательная комиссия своим решением признает избранным депутатом следующего по очередности кандидата в депутаты в избирательном списке соответствующей партии. В случае обжалования решения о досрочном прекращении полномочий депутата Центральная избирательная комиссия принимает решение о признании избранным депутатом следующего по очередности кандидата в депутаты в избирательном списке соответствующей партии после вступления в законную силу решением суда. Если очередность для получения депутатского мандата исчерпана, депутатский мандат остается вакантным до проведения очередных или внеочередных выборов.
2. Регистрация лица народным депутатом Украины согласно части первой настоящей статьи и выдача ему временного удостоверения народного депутата Украины осуществляются Центральной избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 101 настоящего Закона.

Статья 106. Промежуточные выборы

1. В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в одномандатном округе, Центральной избирательной комиссией в порядке, установленном настоящим Законом, назначаются промежуточные выборы депутата.
2. Промежуточные выборы депутата в одномандатном округе проводятся в последнее воскресенье шестидесятидневного срока со дня опубликования решения об их назначении. Образование избирательных комиссий, выдвижение и регистрация кандидатов в депутаты и другие избирательные процедуры проводятся в порядке, установленном настоящим Законом с особенностями, предусмотренными статьей 107 настоящего Закона.

Статья 107. Особенности подготовки и проведения внеочередных выборов депутатов

1. Специальные избирательные участки для проведения внеочередных выборов депутатов, которые существуют на временной основе, образуются не позднее чем за девятнадцать дней до дня голосования, а в исключительном случае образования избирательного участка в соответствии с частью восьмой статьи 21 этого Закона - не позднее чем за десять дней до дня голосования в порядке, установленном настоящим Законом.
2. Окружные избирательные комиссии образуются не позднее чем за пятьдесят дней до дня голосования по представлениям субъектов внесения представления, определенных частью второй статьи 27 настоящего Закона, вносятся в Центральную избирательную комиссию не позднее чем за пятьдесят три дня до дня голосования в порядке, установленном статьей 27 настоящего Закона.
3. Участковые избирательные комиссии образуются не позднее чем за пятнадцать дней до дня голосования, а в исключительном случае образования избирательного участка в соответствии с частью восьмой статьи 21 этого Закона - одновременно с образованием избирательных участков, по представлениям субъектов внесения представления, определенных частью четвертой статьи 28 этого Закона, которые вносятся в окружную избирательную комиссию не позднее чем за семнадцать дней до дня голосования в порядке, установленном статьей 28 настоящего Закона.
4. Выдвижение кандидатов в депутаты начинается на следующий день после опубликования Указа Президента Украины о досрочном прекращении полномочий Верховной Рады Украины и заканчивается за сорок дней до дня голосования.
5. Представление документов в Центральную избирательную комиссию для регистрации кандидатов в депутаты заканчивается за тридцать дней до дня голосования. Регистрация кандидатов в депутаты заканчивается за двадцать пять дней до дня голосования.
6. При проведении внеочередных выборов депутатов декларация об имуществе, доходах, расходах и обязательствах финансового характера кандидатами в депутаты не подается.
7. Органы ведения Государственного реестра избирателей передают по одному предварительных списков избирателей соответствующим участковым избирательным комиссиям не позднее чем за одиннадцать дней до дня голосования.
8. На специальных избирательных участках списки избирателей составляются в порядке, предусмотренном законом, не позднее чем за семь дней до дня голосования.
9. Списки избирателей на избирательных участках составляются и изготавливаются в порядке, установленном законом. Предварительные списки избирателей передаются участковым избирательным комиссиям заграничных избирательных участков не позднее чем за десять дней до дня голосования.Уточнение списков избирателей на избирательных участках проводится в порядке, установленном настоящим Законом.
10. Форма, цвет и текст избирательного бюллетеня для голосования в общегосударственном округе и в одномандатных избирательных округах утверждаются Центральной избирательной комиссией не позднее чем за двадцать четыре дня до дня голосования.
11. В случае, если в законе о Государственном бюджете Украины средства для подготовки и проведения внеочередных выборов депутатов не предусмотрены, такие расходы могут осуществляться из резервного фонда бюджета в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

Раздел XIII
ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ, ДЕЙСТВИЙ ИЛИ БЕЗДЕЙСТВИЯ, КАСАЮЩИЕСЯ ПРОЦЕССА ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Статья 108. Обжалование решений, действий или бездеятельности, касающихся выборов депутатов

1. Кандидат в депутаты, зарегистрированный в установленном законом порядке, партия - субъект избирательного процесса, в лице ее руководителя, представителя партии в Центральной избирательной комиссии, уполномоченного лица партии или иного лица, уполномоченного решением центрального руководящего органа партии, доверенное лицо кандидата в депутаты, официальный наблюдатель, избирательная комиссия, образованная в соответствии с настоящим Законом, избиратель, чьи личные избирательные права или охраняемые законом интересы по участию в избирательном процессе, в том числе на участие в работе избирательной комиссии или на осуществление наблюдения, нарушены решением, действием или бездействием субъект объекта обжалования, может обратиться в избирательную комиссию с жалобой, что касается избирательного процесса, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей и статьями 109 - 113 настоящего Закона.
2. Субъекты обращения с жалобой, указанные в части первой настоящей статьи, могут с учетом требований настоящего Закона обжаловать в соответствующую избирательную комиссию решение, действия или бездействие, касающиеся избирательного процесса, таких субъектов обжалования:
1) избирательной комиссии, члена избирательной комиссии;
2) политической партии - субъекта избирательного процесса;
3) кандидата в депутаты;
4) уполномоченных лиц партий, доверенных лиц кандидатов в депутаты, официальных наблюдателей от партий, кандидатов в депутаты и общественных организаций - только по жалобам, предусмотренных частью шестой статьи 111 настоящего Закона.
3. Руководитель партии, уполномоченное лицо или представитель партии в Центральной избирательной комиссии, доверенное лицо кандидата в депутаты действуют как представитель соответствующей партии или кандидата в депутаты без дополнительного полномочия. Документом, подтверждающим полномочия уполномоченного лица партии, представителя партии в Центральной избирательной комиссии, доверенного лица кандидата в депутаты, является соответствующее удостоверение, выданное в порядке, установленном настоящим Законом.
4. Избиратель может обжаловать в соответствующую избирательную комиссию решение, действия или бездеятельность субъектов обжалования, указанных в части второй настоящей статьи, если эти действия или бездействие нарушают избирательные права или интересы относительно участия в избирательном процессе его лично.
5. Решение, действия или бездеятельность участковой избирательной комиссии, ее члена может быть обжаловано в окружную избирательную комиссию, которая образовала соответствующую участковую избирательную комиссию.
6. Решение, действия или бездействие окружной избирательной комиссии, ее члена может быть обжаловано в суд. Жалоба относительно бездеятельности окружной избирательной комиссии также может быть представлена в Центральной избирательной комиссии.
7. Решение или действия политической партии - субъекта избирательного процесса, его должностного лица или уполномоченного представителя, касающиеся избирательного процесса, кроме тех решений или действий, которые в соответствии с законом, уставом (положением) относятся к их внутренней организационной деятельности или их исключительной компетенции, могут быть обжалованы:
1) в Центральной избирательной комиссии - относительно решения или действия политической партии, выдвинувшей кандидатов в депутаты в общегосударственном избирательном округе;
2) в соответствующей окружной избирательной комиссии - относительно решения или действия политической партии, выдвинувшей кандидатов в депутаты в одномандатном округе.
8. Жалоба на действия или бездействие кандидата в депутаты может быть до Центральной избирательной комиссии.
9. Решение, действия или бездействие избирательных комиссий, членов этих комиссий, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, средств массовой информации, предприятий, учреждений, организаций, их должностных и служебных лиц, творческих работников средств массовой информации, кандидатов, их доверенных лиц, партий, их должностных лиц и уполномоченных лиц, официальных наблюдателей, которые нарушают законодательство о выборах, могут быть обжалованы в суд в порядке, определенном Кодексом административного судопроизводства Украины.
10. Суд, в который подан административный иск о назначении, подготовке и проведению выборов депутатов, уведомляет Центральную избирательную комиссию, соответствующую окружную и (или) участковую избирательную комиссию о его поступлении и о принятом судом решении.
11. Если судом принято к производству административный иск по тому же вопросу и по тем же основаниям, что подана жалоба в избирательную комиссию, избирательная комиссия после получения уведомления суда о принятии к производству административного иска возвращает такую жалобу субъекту обращения без рассмотрения не позднее следующего дня с дня получения уведомления суда с указанием оснований ее возвращения.

Статья 109. Сроки обжалования

1. Жалоба в избирательную комиссию может быть подана субъектом обращения с жалобой в течение пяти дней после принятия решения, совершения действия или бездействия субъектом обжалования, за исключением случаев, указанных в частях второй и третьей настоящей статьи.
2. Жалоба о нарушении, которое имело место до дня голосования, может быть подана в срок, установленный частью первой настоящей статьи, но не позднее 22 часов дня, предшествующего дню голосования.
3. Жалоба о нарушении, которое имело место во время голосования, может быть подана в соответствующую участковую избирательную комиссию не позднее окончания голосования. Жалоба относительно решений, действий или бездеятельности избирательной комиссии, членов этих комиссий, имевших место в день голосования, при подсчете голосов на участке, может быть подано в окружной избирательной комиссии в двухдневный срок со дня принятия решения, совершения действия или бездействия.
4. Днем совершения бездействия считается последний день срока, в который должно быть, однако не было совершено действие, предусмотренное законом.
5. Днем подачи жалобы считается день фактического получения жалобы избирательной комиссией.
6. Срок подачи жалобы продлению или возобновлению не подлежит, кроме случая повторной подачи жалобы после устранения ее недостатков не позднее следующего дня после дня ее возврата избирательной комиссией без рассмотрения в соответствии с частью второй статьи 111 настоящего Закона.
7. Изменение или уточнение субъектом обращения с жалобой требований во время рассмотрения жалобы, вызванные выявлением обстоятельств, не известных ранее субъекту обращения с жалобой, не считается новой жалобой и не подлежит установленным ограничениям сроков.

Статья 110. Форма и содержание жалобы

1. Жалоба в избирательную комиссию подается в письменной форме. Жалоба должна содержать:
1) название избирательной комиссии, к которой она подается;
2) фамилия, имя, отчество (наименование) субъекта обращения с жалобой, его место жительства (почтовый адрес), а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются;
3) фамилия, имя, отчество (наименование) субъекта обжалования, его место жительства (почтовый адрес), а также номер средства связи, адрес электронной почты, если таковые имеются;
4) суть поднятого вопроса;
5) изложение обстоятельств и указание доказательств, которыми субъект обращения обосновывает свои требования;
6) четко сформулированные требования с указанием сути решения, принятие которого требуется от избирательной комиссии;
7) перечень документов и материалов, которые прилагаются;
8) указание заинтересованных лиц, которых субъект обращения с жалобой считает необходимым привлечь к рассмотрению жалобы;
9) подпись субъекта обращения с жалобой или лица, которое его представляет в соответствии со статьей 108 настоящего Закона, с указанием даты подписания.
2. Жалоба от имени избирательной комиссии подается по решению избирательной комиссии, которое прилагается к жалобе, подписывается председательствующим на заседании избирательной комиссии, на котором принималось решение об обращении с жалобой, и заверяется печатью избирательной комиссии.
3. К жалобе прилагаются ее копии, доказательства, указанные в жалобе, и копии всех документов, которые присоединяются к ней, в количестве, равном количеству субъектов обжалования и заинтересованных лиц, указанных в жалобе.

Статья 111. Порядок и сроки рассмотрения жалобы

1. Порядок и сроки рассмотрения жалоб избирательными комиссиями устанавливаются Центральной избирательной комиссией, с учетом требований настоящей статьи и статей 108 - 110 настоящего Закона.
2. Жалоба, оформленная без соблюдения требований статьи 110 настоящего Закона, возвращается соответственно Председателем Центральной избирательной комиссии или другим членом Центральной избирательной комиссии по поручению Председателя Центральной избирательной комиссии или председателем или заместителем председателя окружной или участковой избирательной комиссии субъекта обращения с жалобой без рассмотрения не позднее на следующий день после дня поступления жалобы, а жалоба, поданная накануне дня голосования, в день голосования или на следующий день - безотлагательно. При возврате жалобы без рассмотрения указывается исчерпывающий перечень недостатков, препятствующих рассмотрению жалобы, и указывается на возможность повторного обращения с жалобой, оформленной в соответствии с требованиями статьи 110 настоящего Закона, в предусмотренные настоящим Законом сроки.
3. При повторном представлении жалобы с неисправленными недостатками или с допущением новых недостатков избирательная комиссия принимает решение об оставлении его без рассмотрения по существу.
4. Жалоба, оформленная с соблюдением требований статьи 110 настоящего Закона, рассматривается соответствующей избирательной комиссией на своем заседании не позднее чем на второй день со дня получения, за исключением случаев, предусмотренных частями пятой - седьмой настоящей статьи.
5. Жалоба относительно нарушений, имевших место до дня голосования, рассматривается избирательной комиссией в срок, предусмотренный частью четвертой этой статьи, но не позднее 24 часов дня, предшествующего дню голосования.
6. Жалоба о нарушении, которое имело место во время голосования субъектами обжалования, указанным в пункте 4 части второй статьи 108 настоящего Закона, поданная в участковую избирательную комиссию, рассматривается ею сразу после окончания голосования.
7. Жалоба о нарушении, которое имело место в день голосования, при подсчете голосов на участке, поданная в избирательную комиссию высшего уровня, рассматривается соответствующей избирательной комиссией в двухдневный срок со дня его подачи.
8. Если избирательная комиссия при рассмотрении жалобы признает необходимым проведение проверки указанных в жалобе обстоятельств правоохранительными органами, соответствующие правоохранительные органы по обращению избирательной комиссии проверяют эти обстоятельства и принимают соответствующие меры по прекращению нарушения законодательства в трехдневный срок со дня получения обращения избирательной комиссии, а если такое обращение получено ими менее чем за три дня до дня голосования, в день голосования или в следующий за ним день, - безотлагательно. О результатах проверки и принятых мерах соответствующие органы незамедлительно уведомляют избирательную комиссию, которая к ним обратилась.
9. Рассмотрение жалобы избирательной комиссией осуществляется с обязательным своевременным уведомлением субъекта обращения с жалобой, субъекта обжалования и других заинтересованных лиц заказной телеграммой, факсимильным сообщением, по электронной почте о времени и месте рассмотрения жалобы. Допускается уведомление субъекта обращения с жалобой, субъекта обжалования и заинтересованных лиц о времени и месте рассмотрения жалобы по телефону с фиксированием такого действия служебным лицом избирательной комиссии отдельной письменной справкой, которая приобщается к делу (протоколу). Неприбытие на заседание избирательной комиссии лиц, которые были надлежащим образом уведомлены о нем, не препятствует рассмотрению жалобы.
10. Копии жалобы и приложенных к ней документов предоставляются субъекту обжалования и заинтересованным лицам заранее, а в случае невозможности - не позднее начала рассмотрения жалобы. Субъект обжалования имеет право подать письменные объяснения по существу жалобы, принимаются к рассмотрению избирательной комиссией.
11. Избирательная комиссия принимает решение об оставлении жалобы без рассмотрения по существу, если она подана ненадлежащим субъектом обращения с жалобой, в ненадлежащего субъекта рассмотрения жалобы или с нарушением сроков обжалования, установленных статьей 109 настоящего Закона.
12. Центральная избирательная комиссия, принимая решение об оставлении жалобы без рассмотрения по существу, может по собственной инициативе принять к рассмотрению факты, изложенные в жалобе.

Статья 112. Доказательства

1. Доказательствами, на основании которых избирательная комиссия устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения субъекта обращения с жалобой, субъекта обжалования или заинтересованных лиц, и другие обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения жалобы могут быть:
1) письменные документы и материалы (в том числе электронные), содержащие сведения об обстоятельствах, имеющих значение для правильного рассмотрения жалобы;
2) письменные объяснения субъектов избирательного процесса, должностных и служебных лиц органов государственной власти, органов власти Автономной Республики Крым, органов местного самоуправления, учреждений, предприятий, учреждений, организаций, соответствующих правоохранительных органов, полученные по требованию избирательной комиссии - субъекта рассмотренияжалобы, в том числе членов избирательной комиссии, на выполнение полномочий избирательной комиссии;
3) вещественные доказательства;
4) заключения экспертов, предоставленные письменно на запрос избирательной комиссии - субъекта рассмотрения жалобы, субъекта обращения с жалобой или субъекта обжалования.
2. Доказательства избирательной комиссии предоставляют субъект обращения с жалобой, субъект обжалования, заинтересованные лица. Избирательная комиссия - субъект рассмотрения жалобы может обратиться с запросом об истребовании дополнительных доказательств по собственной инициативе или по просьбе субъекта обращения, субъекту обжалования, заинтересованным лицам.
3. Если субъект обращения, субъект обжалования или заинтересованное лицо не представит доказательства для подтверждения обстоятельств, на которые он ссылается, избирательная комиссия решает дело на основании имеющихся доказательств.
4. Избирательная комиссия принимает к рассмотрению только те доказательства, которые имеют значение для рассмотрения жалобы. Об отклонении доказательств, которые не имеют значение для рассмотрения жалобы или не имеют доказательной силы, указывается в решении избирательной комиссии - субъекта рассмотрения жалобы.
5. Обстоятельства (факты), для доказательства которых законом установлены определенные средства доказывания, не могут доказываться другими средствами доказывания.
6. Письменные доказательства представляются в подлиннике или в заверенной в установленном порядке копии. Если представлена копия письменного доказательства, избирательная комиссия имеет право требовать предоставления оригинала или самостоятельно истребует оригинал письменного доказательства.После рассмотрения жалобы избирательная комиссия по требованию владельца документа возвращает оригинал документа, а в деле жалобы остается заверенная в установленном порядке его копия.
7. Избирательная комиссия оценивает принадлежность, достоверность каждого доказательства, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, руководствуясь законом. Никакие доказательства не имеют заранее установленной силы, за исключением обстоятельств, фактов, установленных судебным решением, вступившим в законную силу.

Статья 113. Решение по результатам рассмотрения жалобы

1. Решение избирательной комиссии по результатам рассмотрения жалобы должно быть справедливым, законным и обоснованным.
2. Во время рассмотрения жалобы на решение субъекта обжалования избирательная комиссия решает:
1) имело место принятие обжалуемого решения субъектом обжалования;
2) было ли обжалуемое решение принято субъектом обжалования на законных основаниях;
3) было ли обжалуемое решение принято в пределах полномочий и в соответствии с определенной законом процедурой;
4) какие правовые нормы следует применить к этим правоотношениям и отнесено законом рассмотрение этой жалобы к полномочиям избирательной комиссии - субъекта рассмотрения жалобы;
5) следует ли удовлетворить каждое из требований субъекта обращения или отказать в их удовлетворении;
6) или восстановить нарушенные права или законные интересы субъекта обращения иным способом;
7) какие решения следует обязать принять или какие действия, вытекающие из факта отмены решения, совершить.
3. Во время рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъекта обжалования избирательная комиссия решает:
1) имело место обжалуемое действие (бездействие) субъекта обжалования;
2) или обжалуемое действие (бездействие) осуществлялась (совершалось) субъектом обжалования на законных основаниях;
3) какие правовые нормы следует применить к этим правоотношениям и отнесено законом рассмотрение этой жалобы к полномочиям избирательной комиссии - субъекта рассмотрения жалобы;
4) или удовлетворить каждое из требований субъекта обращения или отказать в их удовлетворении;
5) или восстановить нарушенные права или законные интересы субъекта обращения иным способом;
6) какие решения следует обязать принять или какие действия, вытекающие из факта признания обжалованных действий или бездействия противоправными, совершить.
4. При рассмотрении жалобы по существу избирательная комиссия может удовлетворить жалобу полностью или частично либо отказать в ее удовлетворении.
5. В случае удовлетворения жалобы избирательная комиссия может принять решение, которым:
1) признать решение субъекта обжалования либо отдельных его положений, действия или бездействие такими, которые не отвечают требованиям законодательства о выборах депутатов, нарушают избирательные права граждан, права и законные интересы субъекта избирательного процесса;
2) отменить решение;
3) обязать субъекта обжалования осуществить действия, предусмотренные законодательством, регулирующим организацию и порядок проведения выборов депутатов;
4) обязать субъекта обжалования воздержаться от совершения определенных действий;
5) восстановить иным способом нарушенные избирательные права граждан, права и законные интересы субъекта избирательного процесса;
6) обязать субъекта обжалования осуществить предусмотренные законодательством, регулирующим организацию и порядок проведения выборов депутатов, действия, вытекающие из факта отмены решения, признания обжалованных действий или бездействия противоправными.
6. Избирательная комиссия, установив, что решение, действия или бездеятельность субъекта обжалования не соответствуют законодательству о выборах депутатов, удовлетворяет жалобу. При удовлетворении жалобы избирательная комиссия может удовлетворить все или часть требований субъекта обращения с жалобой.
7. В случае признания судом решения соответствующей избирательной комиссии противоправным, в том числе по вопросу признания голосования на избирательном участке недействительным, установления итогов голосования, установления результатов выборов депутатов, решение по этому вопросу принимает избирательная комиссия, решение которой было признано противоправным, или избирательная комиссия высшего уровня на основании решения суда. При этом, если решение не было признано недействительным по формальным основаниям, избирательная комиссия не может принять решение, которое по сути повторяет решение, признанное судом противоправным.
8. Избирательная комиссия высшего уровня на основании жалобы, решения суда или по собственной инициативе может отменить решение избирательной комиссии низшего уровня и принять решение по существу вопроса или обязать избирательную комиссию низшего уровня повторно рассмотреть затронутый вопрос.
9. Избирательная комиссия отказывает в удовлетворении жалобы, если установит, что решение, действия или бездеятельность субъекта обжалования совершены в соответствии с законом, в пределах полномочий, предусмотренных законом, и не нарушают избирательные права субъекта обращения с жалобой.
10. Копия решения избирательной комиссии выдается или посылается субъекту обращения с жалобой, субъекту обжалования, заинтересованным лицам, соответствующей избирательной комиссии, другому субъекту, о котором говорится в решении, не позднее следующего дня после принятия решения, а в случае принятия решения накануне, в день голосования или на следующий день - безотлагательно. Решение Центральной избирательной комиссии и окружных избирательных комиссий о рассмотрении жалоб не позднее следующего дня после принятия решения, а в случае принятия решения накануне, в день голосования или на следующий день - безотлагательно обнародуются на официальном сайте Центральной избирательной комиссии. Копия решения окружной избирательной комиссии должна быть направлена соответствующей окружной избирательной комиссией в Центральную избирательную комиссию незамедлительно после принятия этого решения.

Статья 114. Ответственность за нарушение законодательства о выборах депутатов

1. Лица, виновные в нарушении законодательства о выборах депутатов, привлекаются к уголовной, административной или другой ответственности в порядке, установленном законом.

Раздел XIV
Хранение избирательной документации

Статья 115. Хранение избирательной и другой документации и материальных ценностей

1. Центральная избирательная комиссия после официального опубликования результатов выборов депутатов передает избирательную и другую документацию, которая подлежит внесению в Национальный архивный фонд, в том числе протоколы о подсчете голосов избирателей на избирательных участках и об итогах голосования в пределах избирательных округов, в соответствующее центральное государственное архивное учреждение, а окружные избирательные комиссии передают такую документацию Государственного архива в Автономной Республике Крым и соответствующих местных государственных архивных учреждений.
2. Избирательная документация не подлежит внесению в Национальный архивный фонд передается окружными избирательными комиссиями в местных архивных учреждений, созданных органами власти Автономной Республики Крым, местными органами исполнительной власти или органами местного самоуправления согласно Закону Украины "О Национальном архивном фонде и архивных учреждениях".
3. Перечень избирательной и другой документации, подлежащей хранению в государственных и других архивных учреждениях, и порядок ее передачи в эти учреждения определяются Центральной избирательной комиссией по согласованию с центральным органом исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере архивного дела.
4. Ответственность за сохранность избирательной документации до передачи ее на архивное хранение возлагается на председателя или заместителя председателя или секретаря соответствующей участковой и окружной избирательной комиссии.
5. Избирательные бюллетени, контрольные талоны избирательных бюллетеней, предварительные и уточненные списки избирателей, акты, заявления, жалобы о нарушении требований настоящего Закона при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, протоколы и решения избирательных комиссий хранятся в местных архивных учреждениях, определенных частью второй настоящей статьи, в течение пяти лет со дня официального опубликования результатов выборов депутатов, после чего уничтожаются в установленном порядке.
6. Архивные учреждения обеспечивают доступ к избирательной документации по выборам депутатов в порядке, установленном законодательством Украины.
7. Местные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления после прекращения деятельности участковых и окружных избирательных комиссий обязаны обеспечить сохранность избирательных урн, кабин для голосования, печатей этих избирательных комиссий, методической литературы, предоставляемых избирательным комиссиям на период избирательного процесса, а также выделить помещение местным архивным учреждениям для временного хранения избирательной документации.

Раздел XV
Заключительные и переходные положения

1. Закон вступает в силу со дня опубликования, кроме абзаца первого части седьмой статьи 26, пункта 10 части пятой статьи 27 и пункта 3 части второй статьи 30, которые вступают в силу с 1 января 2013 года.
2. Признать утратившим силу Закон Украины "О выборах народных депутатов Украины" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г., N 27 - 28, ст. 366; 2005 г., NN 35 - 37, ст. 446, N 38 - 39, ст. 449, N 52, ст. 566; 2006 г., N 10 - 11, ст. 97, ст. 98, N 33, ст. 285; 2007 г., N 28, ст. 383; 2009 г., N 36 - 37, ст. 511; 2011 г., N 23, ст. 160, N 41, ст. 413).
3. Внести изменения в следующие законодательные акты Украины:
1) часть третью статьи 173 Кодекса административного судопроизводства Украины (Ведомости Верховной Рады Украины, 2005 г., NN 35 - 37, ст. 446) дополнить предложением следующего содержания: "Суд при рассмотрении данного административного иска обращается в соответствующий орган ведения Государственного реестра избирателей с запросом относительно уточнения сведений об избирателе ";
2) в Законе Украины "О Центральной избирательной комиссии" (Ведомости Верховной Рады Украины, 2004 г., N 36, ст. 448; 2005 г., NN 35 - 37, ст. 446):
а) в части второй статьи 4 слово "(блоков)" исключить;
б) в части четвертой статьи 7 слова "(избирательного блока партий)" исключить;
в) в части третьей статьи 13 слова "(избирательных блоков политических партий)" исключить;
г) в статье 17:
дополнить пунктом 71 следующего содержания:
"71) устанавливает систему территориальной организации общегосударственных выборов путем создания территориальных избирательных округов и избирательных участков с особенностями, определенными соответствующим законом о выборах";
в пункте 9 слова "(избирательными блоками политических партий)" исключить;
г) статью 19 изложить в следующей редакции:

"Статья 19. Полномочия Комиссии по организации подготовки и проведения выборов народных депутатов Украины

Комиссия:
1) организует подготовку и проведение выборов народных депутатов Украины;
2) возглавляет систему избирательных комиссий, которые образуются для проведения выборов народных депутатов Украины, направляет и контролирует их деятельность;
3) публикует постановления Комиссии и другую информацию относительно выборов народных депутатов Украины в случаях, предусмотренных законом;
4) осуществляет контроль за целевым использованием средств, выделенных из Государственного бюджета Украины на подготовку и проведение выборов народных депутатов Украины;
5) контролирует порядок поступления, учета и использования средств избирательных фондов в порядке и в пределах, установленных законом;
6) регистрирует кандидатов в народные депутаты Украины в порядке, установленном законом;
7) принимает решение об отмене регистрации кандидатов в народные депутаты Украины в порядке, установленном законом;
8) устанавливает формы избирательных документов, утверждает образцы печатей, штампов и вывесок избирательных комиссий, определяет порядок хранения и передачи избирательных документов в соответствующие государственные архивные учреждения;
9) утверждает форму, цвет, текст избирательного бюллетеня для голосования в общегосударственном избирательном округе и форму, цвет, текст избирательного бюллетеня для голосования в одномандатных избирательных округах, обеспечивает их изготовление;
10) заслушивает сообщения избирательных комиссий, а также министерств и других органов исполнительной власти, органов местного самоуправления по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;
11) осуществляет полномочия соответствующей окружной избирательной комиссии в случае непоступления протокола от окружной избирательной комиссии об итогах голосования в общегосударственном округе в пределах одномандатного округа или протокола окружной избирательной комиссии об итогах голосования в одномандатном округе в сроки, определенные настоящим Законом;
12) устанавливает результаты выборов народных депутатов Украины и официально обнародует их;
13) регистрирует избранных народных депутатов Украины в порядке, определенном Законом Украины "О выборах народных депутатов Украины";
14) публикует списки избранных народных депутатов Украины в порядке, определенном Законом Украины "О выборах народных депутатов Украины";
15) выдает временное удостоверение народного депутата Украины лицам, которые избраны и выполнили требования Конституции Украины и законов Украины о несовместимости депутатского мандата с другими видами деятельности. После принесения избранным народным депутатом Украины присяги в семидневный срок выдает ему удостоверение народного депутата Украины установленного образца;
16) контролирует деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по обеспечению избирательных комиссий помещениями, транспортом, связью, другими средствами материально-технического обеспечения выборов;
17) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом, Законом Украины "О выборах народных депутатов Украины" и других законов Украины ";
д) в статье 23:
в части четвертой слова "(избирательных блоков партий)" исключить;
в части пятой слова "(избирательных блоков политических партий)" исключить;
е) в пункте 1 части третьей статьи 29 слова "(избирательных блоков политических партий)" исключить.
4. На очередных выборах в Верховную Раду Украины, которые проводятся в последнее воскресенье октября 2012 года:
1) право представления кандидатур в состав окружных избирательных комиссий имеют депутатские фракции, о формировании и регистрации которых в Верховной Раде Украины шестого созыва было объявлено на пленарном заседании, а также все партии - субъекты избирательного процесса. Представление от фракции вносит уполномоченное на основании доверенности, лицо от председателя фракции, от имени партии - уполномоченное на основании доверенности, лицо от партии. Представление от фракции подписывается председателем фракции и скрепляется печатью Аппарата Верховной Рады Украины. Представление от партии подписывается руководителем партии (или лицом, исполняющим его полномочия) и скрепляется печатью партии. Представление вносится в порядке и сроки, установленные статьей 27 настоящего Закона. В состав окружной избирательной комиссии обязательно включаются (при наличии соответствующего представления) по одному представителю от депутатских фракций, о формировании и регистрации которых в Верховной Раде Украины шестого созыва было объявлено на пленарном заседании. Не более чем по одному представителю от партий - субъектов избирательного процесса включаются в состав окружной избирательной комиссии путем жеребьевки, проводимой Центральной избирательной комиссией в установленном ею порядке, не позднее чем на третий день после окончания срока внесения представлений, указанных в части четвертойстатьи 27 настоящего Закона;
2) право представления кандидатур в состав участковых избирательных комиссий имеют депутатские фракции, о формировании и регистрации которых в Верховной Раде Украины шестого созыва было объявлено на пленарном заседании, все партии - субъекты избирательного процесса, кандидаты в депутаты в соответствующем одномандатном округе. Представление от фракции вносит уполномоченное на основании доверенности, лицо от председателя фракции, от имени партии - уполномоченное на основании доверенности, лицо от партии, от кандидата в депутаты - непосредственно кандидат в депутаты или его доверенное лицо. Представление от фракции подписывается председателем фракции.Представление от партии подписывается руководителем партии (или лицом, исполняющим его полномочия) и скрепляется печатью партии. Представление от кандидата в депутаты вносится за подписью соответствующего кандидата в депутаты. Представление вносится в порядке и сроки, установленные статьей 28 настоящего Закона. В состав участковой избирательной комиссии обычного или специального избирательного участка обязательно включаются (при наличии соответствующего представления) по одному представителю от депутатских фракций, о формировании и регистрации которых в Верховной Раде Украины шестого созыва было объявлено на пленарном заседании. Не более чем по одному представителю от партий - субъектов избирательного процесса, кандидатов в депутаты в соответствующем одномандатном округе включаются в состав участковой избирательной комиссии путем жеребьевки, проводимой окружной избирательной комиссией не позднее чем на третий день после окончания срока внесения представлений, указанных в части шестой статьи 28 настоящего Закона, в порядке, определенном Центральной избирательной комиссией;
3) право представления кандидатур в состав контрольной комиссии, предусмотренной частью четвертой статьи 81 настоящего Закона, имеют депутатские фракции, о формировании и регистрации которых в Верховной Раде Украины шестого созыва было объявлено на пленарном заседании.Представление от фракции подписывается председателем фракции, скрепляется печатью Аппарата Верховной Рады Украины и вносится в Центральную избирательную комиссию не позднее срока, установленного частью четвертой статьи 81 настоящего Закона;
4) Центральная избирательная комиссия проводит обучение председателей, заместителей председателей, секретарей окружных избирательных комиссий в установленном ею порядке.
5. Кабинету Министров Украины в трехмесячный срок после опубликования настоящего Закона:
1) привести свои нормативно-правовые акты в соответствие с настоящим Законом;
2) обеспечить принятие нормативно-правовых актов, предусмотренных этим Законом;
3) утвердить объемы финансирования расходов на реализацию первоочередных мер, необходимых для реализации настоящего Закона, по представлению Центральной избирательной комиссии;
4) обеспечить финансирование первоочередных мер, необходимых для реализации настоящего Закона.
6. Центральной избирательной комиссии:
1) утвердить и внести на рассмотрение Кабинета Министров Украины представление относительно объемов финансирования расходов на реализацию этих мероприятий на подготовку и проведение очередных выборов в Верховную Раду Украины, которые проводятся в последнее воскресенье октября 2012 года;
2) установить количество одномандатных округов в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе с учетом количества избирателей на момент принятия соответствующего решения по данным Государственного реестра избирателей не позднее чем за двести дней до дня голосования по очередным выборам в Верховную Раду Украины, которые проводятся в последнее воскресенье октября 2012 года;
3) обеспечить образование одномандатных округов на постоянной основе не позднее чем за сто восемьдесят дней до дня голосования по очередным выборам в Верховную Раду Украины, которые проводятся в последнее воскресенье октября 2012 года;
4) обеспечить образование обычных, зарубежных и специальных избирательных участков на постоянной основе не позднее чем за сто девяносто дней до дня голосования по очередным выборам в Верховную Раду Украины, которые проводятся в последнее воскресенье октября 2012 года;
5) привести в месячный срок после опубликования настоящего Закона свои акты в соответствие с настоящим Законом;
6) обеспечить принятие актов, предусмотренных этим Законом.

 
 

 

Автор: admin от 27.03.2012





  

 

 
Печать | Copyright © 2012, Chernenko Ev. Перепечатка материалов только при наличии активной гиперссылки на vibori.co.ua. | | Контакты
CMS Status-X