Выборы в Украине, Результаты парламентских выборов в Украине, Президентские выборы 2019


http://vibori.co.ua/articles/1/384/ekomendatsii-po-osvescheniyu-vyborov-sredstvami-massovoi-informatsii-i-zaschity-prava-na-chastnuyu-zhizn/

Версия для печати / Оригинальная версия





Рекомендации по освещению выборов средствами массовой информации и защиты права на частную жизнь

 

роект «Содействие европейским стандартам в украинской медийной среде»

Институт медиа права

Бертиль Котье / Шура Нас / Петр Дробек

Проект 6 (21 июня 2012 года)

 

Преамбула

 

1. Свобода журналистской деятельности является неотъемлемой частью права на свободу выражения и свободу информации, гарантированной статьей 10 Европейской конвенции о правах человека * и статьей 34 Конституции Украины. Это право лежит в основе демократического общества и является обязательным условием его прогресса и развития каждой личности. Учитывая критическую роль выборов в системе демократического управления, СМИ имеют право и обязанность обеспечивать избирателей всесторонней и сбалансированной информации о кандидатах (тем самым предоставляя избирателям возможность по достоинству оценить, на какой уровень доверия такие лица имеют, и их пригодность к работе на выборной должности), а также о лицах, участвующих в избирательном процессе.

 

Следующие рекомендации имеют целью способствовать справедливому освещению избирательных кампаний национального и местного уровня средствами массовой информации, т.е. прессой, радио-и телевизионными вещателями и новыми медиа (особенно - блогерами). Срок справедливо означает, что в ходе освещения выборов СМИ находят баланс между, с одной стороны, правом граждан получать информацию, необходимую для осуществления свободного и хорошо информированного выбора, правом и обязанностью журналистов разоблачать нарушения в ходе избирательного процесса, и - с другой -законным правом лиц, участвующих в избирательном процессе, на невмешательство в свою личную жизнь.

 

2. В Рекомендациях речь идет не только о раскрытии средствами массовой информации аспектов частной жизни, но также и об использовании втручальних приемов и потайных методов для сбора личной информации. В обоих случаях следует руководствоваться общими стандартами защиты приватности, в частности, принципу точной, пропорциональной и прозрачной обработки персональных данных (см. статью 8 Конвенции, Конвенция Совета Европы № 108 о защите лиц в связи с автоматизированной обработкой персональных данных и статью 32 Конституции Украины ).

 

Вместе с тем согласно устоявшейся практике Европейского суда по правам человека публичным деятелям следует ожидать меньшую степень защиты своей частной жизни: как указал Суд, «предоставление публичным деятелям возможности цензурировать прессу и общественную дискуссию, прикрываясь защитой своих личных прав, было бы роковым для свободы выражения мнений в сфере политики »**.

 

3. Центром внимания Рекомендаций является освещение средствами массовой информации частной жизни кандидатов - как официально зарегистрированных, так и лиц, предположительно отправятся на регистрацию, - и должностных лиц избирательного процесса (членов избирательных комиссий или других органов по администрированию выборов, работников избирательных участков), а также других лиц, причастных к организации и проведению выборов, например, наблюдателей, участников избирательных кампаний или лиц, находящихся на избирательных участках. Рекомендации касаются как самих кандидатов, так и других лиц, причастных к организации и проведению выборов, если в тексте не указывается иное.

 

4. Право на ответ, как оно изложено в Рекомендации (2004) 16 Комитета Министров Совета Европы о праве на ответ в новом медийной среде, полностью уместным для избирательных кампаний, поскольку дает возможность быстро обнародовать возражения на факты, которые оспариваются.

 

5. Сосредоточивая внимание именно на вопросах приватности, эти рекомендации не учитывают другие ключевые вопросы освещения выборов, вроде равного отношения к политическим партиям, опросы общественного мнения или политической рекламы.Отсутствие рекомендаций по этим вопросам не следует воспринимать так, будто должное беспристрастность в этих темах имеет меньший вес.

 

6. Наконец, эти рекомендации не противоречат Кодексу профессиональной этики украинского журналиста 2002 года. Наоборот, они дополняют этот основополагающий текст в конкретной сфере освещения выборов и защиты приватности. Следовательно, механизм ответственности, предусмотренный за нарушение Кодекса этики, вполне применимым к нарушениям этих Рекомендаций.

 

* ETS [Серия европейских договоров] № 5, далее - «Конвенция».

** «T á rsas á g   a   Szabads á gjogok é rt   против   Венгрии », решение от 14.04.2009, заявление № 37374/05, § 37.

 

Рекомендации

A. Общие принципы

 

A1. Во время выборов существует большая потребность в прозрачности и подотчетности кандидатов и должностных лиц избирательного процесса.Следовательно, СМИ имеют право вмешиваться в частную жизнь кандидатов и должностных лиц избирательного процесса тогда, когда существует общественный интерес, имеет преимущество и легитимизирует раскрытия информации перед обществом. Однако, простое любопытство или поиск сенсаций никогда не могут оправдать нарушения права на приватность.

 

A2. Когда речь идет о нахождении баланса между доводами в пользу раскрытия личной информации и доводами против этого, следует должным образом учитывать право избирателей на полную осведомленность о поведении и личность кандидата, а также о любых возможных нарушениях любым лицом избирательного законодательства .

 

A3. Во время избирательных кампаний преимущество общественного интереса оправдывает пристальное внимание СМИ к такой информации о кандидатах:

- Незаконные действия или бездействие, в частности, нарушения в сфере надлежащего государственного управления, например, коррупция, присвоение средств,

- Обман, махинации и любые другие нарушения во время избирательного процесса;

- Профессиональная некомпетентность или небрежность;

- Противоречия между политическими заявлениями и деятельностью и поведением в приватной обстановке.

 

Относительно должностных лиц избирательного процесса или других лиц, причастных к нему, преимущество общественного интереса оправдывает внимание к такой ненадлежащего поведения:

- Нарушение избирательного законодательства;

- Предвзятость в пользу политических партий или кандидатов, когда это противоречит обязанности лица сохранять беспристрастность (например, члены избирательных комиссий, милиция) или профессиональной этике (журналисты),

- Любая другая поведение, может неправильно повлиять на результаты выборов или помешать свободному и хорошо информированному голосованию.

 

Любое вмешательство в основополагающие права на приватность, даже если оно оправдано учитывая право общественности знать, должно быть пропорциональным и не выходить за рамки того, что является строго необходимым для удовлетворения правомерного общественного интереса.

 

A4. В целях защиты демократии, особенно во время выборов, журналисты важная обязанность распространять информацию о коррупции, в том числе проводить расследование добродетели кандидатов и должностных лиц избирательного процесса.Следовательно, разглашение информации о финансах и имуществе с тем, чтобы подтвердить или опровергнуть коррупционные подозрения, правомерно общественным интересом, который преобладает на защиту частной жизни.

 

A5. Согласно принципу справедливости, СМИ должны предоставлять кандидату или лицу, причастна к избирательному процессу, быструю возможность оспорить утверждение о возбуждении или небрежности. Если это возможно и не поставит под угрозу будущую публикацию, журналистам следует связаться с таким лицом и выслушать ее, прежде чем обнародовать материал; видение такого лица следует изложить должным образом. Наконец концов, решение о публикации материала без предварительного заслушивания такого лица, относится к сфере ответственности редакционных органов (редакционный совет, главный редактор и т.д.) издания / средства массовой информации.

 

A6. Хотя кандидаты на выборах должны в меньшей степени «право быть забытым», СМИ не стоит напоминать о древних случаи неподобающего поведения или об одноразовых правонарушениях (особенно, если правонарушение было совершено кандидатом в несовершеннолетнем возрасте), если такая информация не имеет решающего значения для оценки кандидата.

 

A7. Средства массовой информации могут повторно опубликовать личные данные кандидатов или должностных лиц избирательного процесса без их согласия, если такие данные заведомо были обнародованы самими кандидатами или должностными лицами избирательного процесса. Это включает сведения, предоставленные ранее другим средствам массовой информации, а также чувствительные данные и фотографии, которые были обнародованы в интернете, в частности широкодоступных профилях социальных сетей. Даже если доступ к профилю такого лица является ограниченным, перепечатка может оправдываться правомерным общественным интересом, если кандидат явно использует этот профиль в избирательных / агитационных целях. Если сведения о кандидате были публично разглашены другими лицами, СМИ должны осторожно относиться к повторной публикации и прибегать к ней только в той мере, в какой этого требует преимущественное общественный интерес.

 

A8. СМИ, в которых допускается прямая публикация комментариев аудитории онлайн, должны проверять оправдывает преимущественный общественный интерес обнародования личных данных в таких комментариях. Если комментарий эту проверку не прошел, СМИ имеет скорее удалить такой контент из общедоступного сайта по собственной инициативе или по требованию лица. При этом СМИ должны обеспечить простую и максимально доступную процедуру подачи жалобы.

 

A9. Журналисты ведут досье с личными данными для справок и для своих (будущих) расследований. Они принимают такие организационные и технические меры безопасности, которые они считают уместными для предотвращения утечки данных или их перехвата / несанкционированного доступа к ним.

 

Б. Рекомендации методам журналистских расследований

 

Б1. СМИ должны собирать сведения о частной жизни кандидатов и других лиц, причастных к избирательному процессу, открытым способом и в объеме необходимом для освещения выборов .. Запись в публичных местах, включая избирательными участками и открытыми заседаниями органов, ответственных за организацию выборов, разрешается без согласия присутствующих лиц. Скрытая запись и тайные расследования ведутся или средством массовой информации самостоятельно или с помощью других, должны использоваться только тогда, когда нет другой разумной альтернативы, которая предусматривает меньшее вмешательство для сбора доказательств серьезных нарушений.

 

Б2. Тайное ведения записи (с помощью скрытых камер или микрофонов, или специального оборудования), или тайное расследование может быть использовано только после тщательного изучения обстоятельств дела, в частности - ее значимости для избирателей, а также наличия методов для сбора тех же сведений, предусматривающие меньше вмешательства. Решение о применении скрытых методов журналистского расследования должно приниматься на высшем уровне руководства СМИ.

 

Б3. Необходимо четко соблюдать тайну телекоммуникаций соответственно, СМИ следует воздерживаться от перехвата или несанкционированного доступа к телефонным или текстовых сообщений, независимо от того, делает ли это СМИ самостоятельно, или с помощью других.

 

Б4. Неприкосновенность частных помещений должна уважаться при любых обстоятельствах; частности, представителям СМИ следует немедленно покинуть территорию частной собственности, если этого требует владелец, и воздерживаться от вторжения в помещение.

 

Б5. «Появление на пороге» * применяется, только если лицо неоднократно и безосновательно отказывается дать интервью или ответы в видео-или аудиозапись, а соответствующая информация является важной.

 

В. Отдельные рекомендации относительно обнародования личных сведений о кандидатах

 

В.1 Для предотвращения навязчивым посягательством или прямым угрозам неприкосновенности личности точный адрес проживания кандидата или его семьи не должна разглашаться без его согласия. То же самое касается номерных знаков транспортных средств или номеров частных телефонов. Такие сведения исключительно могут публиковаться, если они убедительно свидетельствуют о правонарушении или противоречивое поведение человека, и лишь в той степени, которая является строго необходимым для доказательства таких подозрений.

 

В2. Публикация фотографий помещения (постоянного или временного) кандидата без его согласия допускается, только если они были сделаны из общедоступного места и не раскрывают средства безопасности, направленные на охрану помещение от вторжения.

 

В3. Информация о состоянии здоровья или лечения, при обычных обстоятельствах считается чрезвычайно чувствительной, может быть обнародована в виде исключения, если она свидетельствует о физическую или психическую несостоятельность кандидата занимать должность.

 

В4. Информация о религиозных убеждениях кандидата не должна публиковаться без его согласия, кроме случаев, когда такая информация ранее открыто обнародовалась самим кандидатом или с его согласия или если она касается убеждений, противоречащих общественному порядку.

 

В5. Информация о стиле жизни кандидата может раскрываться только при условии, что она убедительно доказывает, что кандидат пытается выдать себя совсем не за того, кем он является в действительности. Это, в частности, касается ситуаций, когда:

- Политические заявления кандидата не соответствуют его публичным действиям;

- Его поведение в личной или семейной жизни противоречит его публичной позиции и деятельности;

- Его стиль жизни не соответствует его официальным доходам или он владеет состоянием, происхождение которых не может объяснить.

 

В6. Неприемлемое поведение родственников кандидата, а также его близких друзей или коллег по работе не следует приписывать кандидату или ассоциировать с ним, кроме случаев, когда кандидат принял в ней участие, прямо или косвенно потакал такому поведению или пытался ее утаить. Кроме того, такие лица, поскольку сами не являются кандидатами или публичными деятелями, имеют высокую степень защиты частной жизни, это особенно касается детей или уязвимых родственников кандидата.

 

В7. Информация о значительном движимое (например, транспортные средства или акции предприятий) или недвижимое имущество (земельные участки или жилье), принадлежит близким родственникам или друзьям кандидата, может быть обнародована только для доказательства того, что выгоду от пользования этим имуществом действительности получает кандидат .

 

* «Появление на пороге» - это прием, когда журналист неожиданно появляется в дверях, записывая или пытаясь записать интервью для его обнародования, или предупреждает, что телефонный разговор записывается в целях ее обнародования, когда собеседник не ожидает, что его будут интервьюировать с целью обнародования разговора, поскольку никаких договоренностей об этом не существует (см. Редакционные правила BBC, подпунк т 7.4.30).


telekritika.ua

 

Автор: admin от 05.07.2012
Оценка: 





  


Copyright © 2012, Chernenko Ev. Перепечатка материалов только при наличии активной гиперссылки на vibori.co.ua. |


 

CMS Status-X