РЕЗЮМЕ. ВЫВОДЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Вообще, Закон «О выборах народных депутатов Украины» (далее - Закон), при условии надлежащего выполнения его положений и дополнительной конкретизации в подзаконных актах, может обеспечить проведение выборов в соответствии с международными стандартами демократических, прозрачных и справедливых выборов. Вместе с тем решение Конституционного Суда Украины (которым были признаны неконституционными положения Закона в части возможности одновременного выдвижения кандидатур в общегосударственном и одномандатном избирательном округе, а также отнесение заграничных избирательных участков в одномандатных избирательных округов, образованных в пределах города Киева) создало пробелы, требующие согласования Закон выводам КС. Также закон содержит ряд технических неточностей, например, отсутствие требования печати в избирательных бюллетенях фамилий кандидатов в одномандатных округах и т.д. С целью устранения части недостатков Закона Центральной избирательной комиссией были подготовлены предложения по изменению закона. Эти предложения нашли полное отражение в законопроекте № 10533, внесенном на рассмотрение парламента народными депутатами Украины. Комитет избирателей Украины считает, что этот законопроект мог быть принят сразу в первом чтении и в целом как закон, что предотвратило бы просмотра других положений действующего Закона на этапе подготовки данного законопроекта ко второму чтению. К сожалению, законопроект № 10533 был отозван его инициаторами. По результатам долгосрочного наблюдения за подготовкой к выборам народных депутатов Украины 28 октября 2012 года, начавшегося в мае 2012 года, Комитет избирателей Украины отмечает следующее: 1. Одномандатные избирательные округа в 27 регионах Украины были созданы в полном соответствии с требованиями Закона. 2. Основные проблемы, связанные с образованием одномандатных избирательных округов, обусловлены тремя основными факторами: особенностями положений самого закона (по которому предельная величина отклонения количества избирателей в одномандатном округе от ориентировочной средней численности избирателей во всех округах не может превышать 12%), что привело к отнесению части территории некоторых городов к округов, образованных из прилегающих районов; отсутствием в Законе положений, которые закрепляли принципы непрерывности границ избирательных округов, компактности округов, предусматривали учет при образовании округов мест компактного проживания национальных меньшинств, исключали возможность разделения территорий сел и поселков между несколькими округами и т.д.; недостаточным уровнем прозрачности процесса образования округов: проект постановления ЦИК об образовании избирательных округов не обнародовался и не выносился на обсуждение с партиями, независимыми экспертами и другими заинтересованными субъектами, что обусловило возникновение подозрений в воздействии политических факторов на образование округов. 3. КИУ считает, что главные проблемы, связанные с образованием избирательных округов, следующие: необоснованное нарушение принципа непрерывности границ избирательных округов и увеличение количества округов, с территорий которых образовано искусственные анклав. Больше проблемных округов КИУ зафиксировал в Донецкой, Луганской и Черкасской областях; разделение территорий сел / сельских советов между несколькими одномандатным избирательным округам; неучет при образовании избирательных округов мест компактного проживания национальных меньшинств; включение частей территорий городов в округа, образованных с территорий прилегающих районов, в том числе сельских; осложнения избирательной логистики за счет: а) значительной протяженности отдельных округов б) удаленности центров многих округов от их границ в) образование отделенных от основной территории округов искусственных анклавов г) неудовлетворительного состояния дорожно-транспортной инфраструктуры в отдельных регионах. 4. Хотя существование политических влияний на образование избирательных округов нельзя ни подтвердить, ни опровергнуть, «конфигурация» некоторых округов оказалась весьма удобной для отдельных политиков, тогда как шансы на избрание в парламент других политиков, которые активно взаимодействовали с избирателями на местах, в результате пересмотра границ округов было существенно уменьшено. 5. Несмотря на то, что избирательный процесс официально должен начаться в июле 2012 года, партии и потенциальные кандидаты на выборах уже начали осуществлять агитационную деятельность. Такая деятельность фактически находится вне правового регулирования, поскольку действие норм Закона «О выборах народных депутатов Украины» в части регулирования предвыборной агитации распространяется только на субъектов избирательного процесса. 6. Наиболее распространенными формами агитационной деятельности в мае были размещение наружной рекламы, проведение массовых мероприятий, встреч с избирателями, публикация «имиджевых» материалов в печатных СМИ (значительная часть которых может быть отнесена к скрытой политической рекламы или т.н. «джинсы»), проведение агитации в сочетании с социальными инициативами, благотворительностью, безвозмездным предоставлением избирателям материальных ценностей. 7. Региональными отделениями КИУ были зафиксированы отдельные случаи распространения т.н. «Черного пиара», воспрепятствование осуществлению агитации (отказов в предоставлении помещений для проведения встреч с избирателями, других агитационных мероприятий и т.п.), вовлечение в агитационную деятельность служащих, вмешательство в редакционную свободу СМИ. Все эти случаи вызывают беспокойство, хотя и носят единичный характер. 8. Партии парламентского большинства почти везде определились с кандидатурами, которые будут выдвигаться по одномандатным округам. Определение кандидатур для выдвижения в округах оппозицией пока не завершилось. Процесса подготовки к выдвижению кандидатов в целом недостает прозрачности - определения кандидатов для выдвижения в общегосударственном и одномандатных округах осуществляется без широкой публичной дискуссии. 9. В мае 2012 года случаи публичной поддержки потенциальных кандидатов известными представителями того или иного региона, а также служащими носили единичный характер. 10. Активность местных партийных организаций на региональном уровне зависит от партии и региона. Подготовка к выдвижению кандидатов в одномандатных округах в некоторых регионах сопровождается межпартийными и внутрипартийными конфликтами. 11. Отдельные потенциальные кандидаты пытаются отмежеваться от связей с любыми партиями и позиционировать себя "независимыми" кандидатами. 12. Осуществление агитации, сопровождающейся бесплатным предоставлением избирателям, учреждениям и организациям материальных ценностей получило значительное распространение. Эта форма агитации в мае активно использовалась как основными партиями, так и потенциальными кандидатами. Основными поводами для агитации по отдельным признакам непрямого подкупа избирателей в мае были празднования Дня Победы и окончания учебного процесса в образовательных учреждениях. Среди основных ценностей, которые распространялись партиями и кандидатами среди избирателей, - продуктовые наборы, услуги (в основном медицинские), деньги (в единичных случаях). Активными субъектами материального «поощрения» избирателей в ряде регионов выступали благотворительные фонды, связанные с теми или иными политиками. Комитет избирателей Украины считает, что с целью урегулирования указанных проблем необходимо: безотлагательно после проведения выборов народных депутатов Украины в 2012 году: • продолжить усовершенствование избирательного законодательства, в том числе и в направлении его кодификации; • расширить требования к образованию избирательных округов, закрепив в законе принципы непрерывности границ округов и компактности округов, учета при образовании округов мест компактного проживания национальных меньшинств; • предусмотреть проведение обязательных консультаций между ЦИК и местными властями, политическими партиями, экспертами по определению и пересмотра границ округов, определить основания и порядок пересмотра границ округов, образованных в 2012 году; • урегулировать порядок осуществления агитационной деятельности в период между выборами (до регистрации кандидатов и приобретения ими статуса субъектов избирательного процесса), рассмотреть возможность установления определенных ограничений относительно осуществления такой деятельности (ограничений относительно способов осуществления агитационной деятельности, объема финансирования соответствующих агитационных мероприятий и т.п.), а также предусмотреть механизмы обеспечения прозрачности финансирования такой деятельности; • закрепить в законодательстве положения, которые бы предотвращали осуществлению агитации, сопровождающейся косвенным подкупом избирателей, в том числе и в период между выборами; до проведения выборов народных депутатов Украины: • рассмотреть возможность подписания партиями - будущими субъектами избирательного процесса - меморандума (соглашения или другого подобного документа) о честных выборах, в котором, в частности, четко фиксироваться отказ от применения в ходе избирательной кампании т.н. «Черного пиара», непрямого подкупа избирателей, распространение скрытой политической рекламы и т.д.; • органам центральной и местной власти, правоохранительным органам, общественным организациям принять меры относительно препятствования осуществлению предвыборной агитации должностными лицами, вмешательство в редакционную свободу СМИ, давления на предприятия, учреждения и организации, связанные с теми или другими потенциальными кандидатами в народные депутаты, привлечение служащих в агитационную деятельность. Прес-служба КВУ
|
Copyright © 2012, Chernenko Ev. Перепечатка материалов только при наличии активной гиперссылки на vibori.co.ua. |
CMS Status-X