Сергей Каденюк, для УП
Не понятно, откуда взялась, как распространилась почему так крепко прижилось мнение, что депутатом может быть любой. Достаточно лишь, чтобы он был избран. Может, это с тех пор, как управление государством было обещано каждой кухарке? Неприятность логики выбора заключается в том, что депутат будет именно таким, которого изберут. Лучшим он не станет. А вот оказаться хуже ... Всего три требования и одно ограничение Так по Конституции к народному депутату никаких других требований, кроме его обязательного украинского гражданства, возраста не менее 21 года и по меньшей мере пятилетнего срока проживания на территории Украины, не предъявляется. Есть, правда, одно ограничение общественного характера: не может быть избран в Верховную Раду гражданин, имеющий судимость за совершение умышленного преступления, если эта судимость не погашена и не снята в установленном законом порядке. Все остальные требования к депутату являются косвенными и следуют из его личных полномочий и коллективных полномочий Верховной Рады, прописанных в Конституции и законах, которые не предусматривают конкретной специальности, опыта или способности к какого-то специального вида деятельности. А потому и видятся избирателем какими-то необязательными, второстепенными. А на выборах большинство избирателей и не думает, а чем, собственно, их избранник заниматься в Верховной Раде? А главное, как он это делает. Итак, у нас депутатом, оказывается, может быть любой. Не потому любого и выбирают? .. Профессионализм как способность к выполнению обязанностей Основоположник китайского конституционализма Сунь Ятсен предлагал до известных классических ветвей власти - законодательной, исполнительной и судебной - добавить еще два, характерных, кажется, именно китайскому менталитету, - контрольную и селективное. Контрольная ветвь власти - это постоянное наблюдение народа по всей властью. А содержание селективной ветви власти заключается в том, что выполнять властные полномочия может только специально подготовленный к этому специалист - и чиновник, и судья, и депутат. И такое условие должно, опять же, отслеживаться народом. Как пшеница - не рис, так и мы - не китайцы. Депутатство в воображении украинского избирателя - это прежде всего представительный ярлык, для которого достаточно иметь широкий лацкан, а уже потом можно браться за какую-то работу, куда тебя избрал народ. А можно и не браться, потому что не очень у тебя спрашивать ... Между тем, от судей, кроме гражданства и возраста, Конституция конкретно требует обязательной юридическое образование и стаж работы не менее трех лет в области права. То профессионального уровня. И это правильно. Потому как судить судья, не зная законов и не имея опыта судебной практики? Государственные служащие в каждой отрасли по закону также должны быть ее специалистами, а от чиновников государственной службы, кроме их профессионализма, требуется определенный стаж управленческой работы. Почему же до депутата никаких профессиональных требований? Для чего "идти в депутаты"? Конечно - для определенной работы. Закон о статусе народного депутата довольно четко дает ответ на вопрос, в чем же заключается его профессиональная деятельность. Законом предусмотрено всего семь видов такой деятельности, что, однако, дают достаточное представление, чем должны заниматься те, кто "идет в депутаты": 1) участие в заседаниях Верховной Рады; 2) участие в работе депутатских фракций; 3) участие в работе комитетов, других органов, образованных Верховной Радой; 4) выполнение поручений Верховной Рады и ее органов; 5) участие в работе над законопроектами, другими актами Верховной Рады; 6) участие в парламентских слушаниях; 7) обращение с депутатским запросом или депутатским обращением ко всем властям и любых должностных лиц. Каждая из этих составляющих предполагает способность к такой деятельности, которой, конечно, должно предшествовать желание самого депутата работать. А эффективность этой работы, конечно же, зависит от профессионализма депутата. И если участие в заседаниях парламента и работе его комитетов или выполнение каких-то поручений носит несколько общий характер - присутствовал депутат на их заседаниях или нет (закон об этом умалчивает), есть ему такое поручение или нет, - то законодавчна деятельность депутата и его способность спросить власти через депутатские обращениях и запросы является конкретной и ничем не заменимой делом. И именно эту свою способность кандидат в депутаты должен доказать избирателю. Что он творить законы или изменять их для избирателя. Что он будет бороться с исполнительной и судебной властями, чтобы они прислушались к нуждам избирателя и впрямь служили народу. Работа депутата в составе депутатских фракций предусматривает выполнение обязательств, по которым он вошел в этой фракции, согласившись на совместные действия и решения. Несомненное будто логика вхождения и последующей деятельности депутата исключительно в составе фракции, представляющей интересы политической силы, по избирательному списку которой им и получен мандат, в наших реалиях просто изнасилована, и мы досадное для избирателя явление "тушек". Участие депутата в работе парламентского комитета, к которому он обязательно должен войти, требует от него правовой осведомленности в области, который занимается этим комитетом. Как-то нелогично видеть врача по специальности в составе, скажем, комитета по вопросам транспорта. То есть - именно профессионализм являются основой эффективной работы депутата. Правозащитник - юрист - экономист - политолог Каждая из перечисленных профессий содержит в себе признаки депутатской деятельности. А особенно успешным может быть депутат, который сочетает в себе все эти качества. Безусловно, наличие настоящего профессии юриста, экономиста или политолога дает солидную фору кандидату в депутаты, когда встает вопрос, для чего он "идет в депутаты". И конечно, исключительно от избирателя зависит, перевесит фура продпайки предприимчивого кандидата фору юриста, экономиста или политолога на время его законотворческой деятельности как депутата. Результат выбора, как видите, весь в дальновидности и мудрости избирателя. Именно особое правовое чувство депутатом законов и необходимости в их принятии или отклонении, в разработке новых законов для избирателей, является основой его законотворческой деятельности. Слышно закон сердцем своим и каждого избирателя - это редкий дар настоящего народного депутата. А кто лучше правозащитника сумеет постоять за избирателя? Насколько будущий депутат, который получил доверие избирателей путем благотворительности на время выборов, сумеет так, как на это способен правозащитник, всякое стучаться в двери властей и судов, настойчиво и эффективно пользуясь правом депутатских запросов и обращений? Каждому - свое? Очень правильным и непростым за следствием является сочетание популярности известных людей - художников, писателей, артистов - их решению "идти в депутаты", а потом и с самим их депутатской деятельностью. К сожалению, вовлечение знаменитостей в избирательные партийные списки с целью эксплуатации их популярности, как правило, не оправдывается. Почему никому из современных литераторов, которые соединили художественное перо с парламентским, так и не удалось оставить хоть какого-то значительного следа в законодательной стезе? Почему чрезвычайно популярные артисты, покинув такую привычную и значимую для себя и публики сцену для депутатства, перестают быть значимыми в ее сессионном зале? Почему славные спортсмены, недавние олимпийские чемпионы, не создали ничего особенного хоть в правовом пространстве спорта? Возможно, потому, что их популярность уже предоставила им место в обществе, а депутатская деятельность - это совсем другая сцена, политическая, где слава может быть и горьким, и поддержать значимое место на ней можно только другими, довольно необычными для них усилиями и делами? Готовы ли они к этому? Частииш всего - нет. Хватает, опять же, профессии. Предприниматель - лукавый депутат Хотя бы потому, что депутат не может заниматься предпринимательством. Об этом и прямо и однозначно сказано в Конституции: предпринимательская деятельность депутатов ограничивается законом. Ограничивается - в смысле не просто осуществляется в ограниченных рамках, но запрещено полностью. И массовое лукавство депутатов, которые якобы передали управление своим добром в другие руки, раз и состоит в том, что ни один из них совсем не отказался от своего бизнеса, а притворно, согласно такому же лукавого закона позбируючы разрешены дивиденды по акциям, отложил его сторону, чтобы оно бы не мешало ему служить народу. Но сердце его действительно там, "где сокровище их". Едва ли не самой бедой всех ветвей власти в Украине является их слияние с бизнесом. К сожалению, в подавляющем большинстве - подкупив избирателя прямо пайками или косвенно обещаниями, подобравшись к судейскому креслу или выторговав себе служебное место, - к власти идут преимущественно с целью уберечь или приумножить то же сокровище, "щемит в сердце" и не дает его хозяину просто и честно служить народу. Так что, когда предприниматель "идет в депутаты", хорошо бы избирателю услышать от него объяснения, почему он покидает свое дело-кормилицу на целых пять лет? Если он занят в неприкосновенности себя и своего бизнеса, то зря. При такой судебной системы откупиться от любого суда можно за гораздо меньшие средства, чем было потрачено на покупку проходного места себе и водителю или подруге в партийном избирательном списке. Культура выбора К сожалению, культура выбора у нас далека от совершенства. А вернее - совсем обидно. В цивилизованной Европе подозревают, что избирателя можно купить. И там не покупают. А у нас выбор по округу чаще всего выглядит совершенно банально: раздал дворами гречку, муку, масло или сахар, сбросил под ворота дрова, расстелил за месяц до выборов дорогу в селе, привез в районную больницу несколько коек, подарил школе компьютер, а в детсаду раздал детишкам кулечки с конфетами, - и ты стал хорошим в умах избирателей, для которых такая благотворительность является признаком порядочности, что происходит от заботы о бедных. А значит, можешь быть депутатом. Ведь, искренне говорят, хотя бы этим полезен. Возможно, это действительно от нашей бедности. Бедность, которая прикуповуеться за миллионы долларов, о чем уже откровенно рассказывают средства массовой информации - в какую "копийочку" обойдутся затраты на успешную избирательную кампанию по одномандатному округу. Не менее досадно выглядят выборы по общегосударственному округу по партийным спискам. Уже за полгода до выборов совершенно бесцеремонно ходят на рынке будущих парламентариев тарифы на проходные места в избирательных списках проходных партий. Такая понятная и вполне оправданная в цивилизованном мире система выборов парламента по пропорциональному принципу, когда политические партии берут на себя полную ответственность за тех, кого они предлагают представителями народа, а их выдвиженцы, в свою очередь, полностью ответственны в своей парламентской деятельности и перед партией, и перед народом, - у нас это демократическое благо благодаря своей коммерческой (и ментальной?) составляющей получило причудливые черты. Европа ужасается от того, как у нас формируются партийные избирательные списки и как дальше ведут себя депутаты, перебегая из одной фракции в другую. Откуда, кто он и чей и кто в его окружении? Эти вопросы входят в перечень признаков, по которым не может быть каких-либо привилегий или ограничений, поскольку все граждане имеют равные конституционные права и свободы и являются равными перед законом. А потому избираться народным депутатом может кто угодно и откуда. И не является правовым противоречием то, что, скажем, лицо, несколько раз судимый или с довольно неприятной репутацией между людьми по своему имущественного положения или происхождения, тоже идет в депутаты. Или то, что закарпатский бизнесмен решил баллотироваться в Верховную Раду по Кировоградском округа. Хотя для избирателя такое может быть и удивительным, поскольку порядочность должна быть давно известной между людьми и уходить от осведомленности избирателя о жизненном пути кандидата, его семью и окружение. А представительство в воображении избирателя вполне понятно имеет земляческих характер. Потому связано это как с осведомленностью о своем избраннике, так и о его способности быть ответственным перед земляками. Пусть даже и при том, что представлять он в Верховной Раде весь украинский народ. И если избирателю очень хочется, чтобы избранник был и нравственным и гражданским примером для его детей и внуков, и достойным представителем его округа - профессиональным и ответственным, - то именно эти качества должны доминировать на время его выбора. А кто в его команде? Немалую долю успеха как в избрании депутата, так и в дальнейшей деятельности, составляет его команда - начиная от избирательного штаба и кончая составом помощников уже избранного депутата. И если качество команды, которая вела его предвыборным путем, определяется результатом выборов, то помощники-консультанты остаются чаще всего без внимания избирателя. Хотя, опять же, качество их состав тоже напрямую влияет на результат деятельности уже избранного депутата. Если в предвыборной программе кандидата в депутаты, который до этого уже пробыл в статусе депутата, на двух страницах насчитывается полтора десятка грамматических ошибок или текст сплетено из забавных стилистических изысков, или программа у него "предвыборных", а не "предвыборная", - такой кандидат должен насторожить избирателя как лично, так и всей своей командой, в которой не нашлось грамотного помощника. Предвыборные обещания и их выполнение Почти все предвыборные программы в округе обещают избирателю то, что не входит в компетенции народного депутата, а скорее всего является сферой деятельности депутатов местных советов. Трудно, скажем, понять логику предвыборных обещаний, переписанных из программы социально-экономического развития районов, входящих в избирательный округ, если кандидат в депутаты не расскажет, каким образом он их выполнять, находясь в Киеве. Если речь идет о выполнении программы социально-экономического развития округа, то именно народный депутат, избранный или назначенный партией в нем, обязан выгодно для округа повлиять на распределение средств, когда Верховная Рада принимает закон о бюджете. Этого ни районный, ни областной депутат рады сделать не смогут. И насколько он эффективно и настырный по сравнению с другими кандидатами - это должно быть доказанным избирателю. И не о снятии неприкосновенности нужно кричать на всех предвыборных углах (она ему нужна хотя бы для того, чтобы его не вытащили силой из сессионного зала), а о том, что кандидат обязуется не предавать присяге при любых обстоятельствах. Что никто и ничто не заставит его отдать свою карточку, чтобы ею пользовались без него, - и голосовать он исключительно лично. Как и положено по Конституции и закону. И никакая сила, средства и обстоятельства не заставят его покинуть ряды депутатской фракции, к которой снабдил его народ, выбирая по партийному списку. Опять в депутаты - есть за что спросить Подавляющее большинство депутатов планирует вновь баллотироваться в Верховную Раду или самостоятельно, или по партийной путевке в одномандатном округе или в общегосударственном по партийному списку. При этом, опять же, всем им кажется, что все для них начинается сначала. Конечно, это не так. Настоящее лицо избранника, который уже провел срок в Верховной Раде, достаточно легко читается в документах, удостоверяющих его истинную деятельность. Для пытливого избирателя достаточно заглянуть на парламентский сайт и выбрать из него весь депутатский путь человека, который баллотируется снова. И сопоставить ее с предвыборной программой прошедшей избирательной кампании и посмотреть, что он выполнил и что обещает снова. Было бы хорошо, чтобы средства массовой информации просветили в этом избирателя. Значительное число нынешних депутатов не стоят продолжение своего мандата.Скажем, почти треть из них не подала ни одного законопроекта, не внесла ни одной поправки в законопроекты своих коллег, не подала ни одного депутатского запроса или обращения к властям. Еще треть занималась этим очень и очень злинькы. И избиратель об этом должен знать. Где выход? Если основой профессионализма и порядочности депутата, о которых здесь шла речь, есть необходимые знания, опыт и мораль, и определять успех его депутатской деятельности, эти показатели и должны стать ведущими для выбора кандидата депутатом. Какой должна доказать избирателю, что он не только способен к депутатской работе, но и достоин ее. И именно это определяет общую высокую культуру выбора, при которой отпадает необходимость снимать с депутата неприкосновенности, отозвать его за измену присяге и сомневаться в выборе народа. Выбирать есть из кого: не пропащие мы.
|
Copyright © 2012, Chernenko Ev. Перепечатка материалов только при наличии активной гиперссылки на vibori.co.ua. |
CMS Status-X